NexxDigital - компьютеры и операционные системы

До 1950 года картина считалась "Портретом неизвестного", пока портретная криминалистическая экспертиза не установила личность "неизвестного", сличив портрет с посмертной маской Паскаля. В свое время де Шампень скрыл имя изображённого, когда Блеза Паскаля и его друзей-янсенистов постигли гонения.

Блез Паскаль родился 19 июня 1623 года в Клермон-Ферране. У же в раннем детстве у него проявились поразительные интеллектуальные способности. Открытия Паскаля в физике и математике заложили основы современной гидравлики и вычислительной техники, а его сочинения повлияли на формирование литературного французского языка. Имя Паскаля носят единица (1 Па) измерения давления и механического напряжения, язык программирования и университет в его родном городе.

Блез Паскаль родился в семье дворянина, потомственного юриста. Отличался настолько слабым здоровьем, что не раз бывал близок к смерти. Отец даже запрещал ему занятия геометрией, опасаясь, что чрезмерное напряжение сведет мальчика в могилу. Но Блезу было достаточно узнать, что в геометрии есть окружности и прямые. Оставшись без учебников, он самостоятельно доказал первые теоремы Евклида. Когда отец обнаружил, что мальчик доказал 32-ю теорему (сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам), то сдался и разрешил сыну читать книги по математике.



Когда Блезу было 18 лет, его отец по долгу службы подсчитывал налоги, собранные с целой области Нормандия. Днями и ночами Паскаль-старший считал в столбик. Эта была скучнейшая работа, которую в древнем Риме заставляли делать рабов. Чтобы помочь отцу, Блез два года работал над машиной, которая могла бы облегчить его работу. В 1642 получилось устройство, которое стало первым на свете серийным калькулятором. Идея паскали́ны, как назвали этот арифмометр, была почерпнута из описания античного таксометра — машины для подсчета расстояния, пройденного цизией (древнеримским наемным экипажем). Только колес б ы ло уже не 2, а 6, чтобы можно было оперировать шестизначными числами.

При полном повороте колеса меньшего разряда механизм арифметической машины Паскаля поворачивает колесо большего разряда на единицу

В 1650 Паскаля поразил частичный паралич. Он с трудом мог глотать. Врачи постановили, что это болезнь нервов и в категорической форме предписали ему встряхнуться. Паскаль стал вести довольно разгульную жизнь и посещать игорные дома.

Самым главным игорным домом Парижа был в то время дворец Пале-Рояль, принадлежавший брату короля герцогу Орлеанскому. Чтобы поправить финансовое положение, Орлеанский устроил там казино. В Пале-Рояле Паскаль познакомился с шевалье де Мере. Этот повеса отличался математическими способностями. Он сообщил Паскалю, что при бросании кости четыре раза подряд вероятность выпадения шестерки составляет более 50 %. Де Мере выигрывал по своей особой системе, делая небольшие ставки в каждой игре. Но система работала, только если бросали одну кость. Стоило шевалье перейти к соседнему столу, где бросали две кости, его система приносила одни убытки.

Паскаль задумался, можно ли рассчитать вероятность с математической точностью. Он был первым, кто осмелился бросить такой вызов судьбе. Древние верили в рок или в волю владеющих игрой духов; никому не приходило в голову считать вероятность. Паскаль решал эту задачу с помощью треугольника, который был известен еще, но получил имя Паскаля. Это пирамида чисел, каждое из которых равно сумме двух, расположенных над ним.

С помощью этого треугольника можно легко предсказывать разные вероятности развития игры в орла и решку. Если мы бросаем монетку один раз, возможны два исхода: соотношение их вероятности мы видим во второй сверху строке треугольника — 1:1. Если мы хотим узнать возможные результаты игры, когда монетку подбрасывают два раза, ответ надо искать в третьей строке треугольника: 1 шанс из четырех, что оба раза будет решка; 1 — что оба раза орел; и 2 шанса, или 50 %, — вероятность, что по очереди выпадет и то и другое. Это была революция. Оказывается, мир духов отчасти можно постичь: два раза подряд «орел» выпадает лишь в 25 % случаев, как бы духи ни старались. Отсюда вывели теорию принятия решений, гласящую, что неблагоприятного исхода можно не опасаться, если вероятность его мала. А эту вероятность можно, оказывается, рассчитать по статистическим данным.

На этом открытии базируется вся современная экономика развитых стран: от страхования и маркетинга до биржевой игры. С середины XVII века люди начали принимать решения, оценивая вероятность разных исходов. Например, садясь в самолет, мы говорим себе, что в среднем из сотни тысяч самолетов падает пять, и даже эти пять не всегда разбиваются. Автомобильная поездка по теории вероятностей гораздо опаснее. И это успокаивает нас, когда мы глядим на облака с высоты 10 километров.

На самого Паскаля собственное открытие произвело самое сильное впечатление. Он задумался, какие пари можно было бы выиграть, применяя расчет вероятностей. И обнаружил, что самая высокая ставка может быть в споре о том, существует ли Бог. Эти размышления отражены в неоконченном сочинении Паскаля "Мысли". Общий смысл их таков: "Возможны два варианта — Бог или есть, или его нет. Проверить это на опыте мы не можем. Если он есть, то он вознаградит нас вечным блаженством за праведную жизнь. Если его нет, то все дозволено. Какую ставку сделать в этой игре? Грешник наслаждается лет 50, а потом горит в вечном огне. Разумнее вести себя по-христиански".

Уже удалившись от мира в монастырь и прекратив математические исследования, Паскаль придумал новую азартную игру. Чтобы отвлечься от зубной боли, он рассчитал вероятности выигрыша в лото с 36 билетами; из этой задачи родилась рулетка.



Поздним вечером 23 ноября 1654 Паскаль пережил мистическое видение, точное содержание которого осталось нам неизвестным. Свои впечатления Блез изложил в записке, озаглавленной "Мемориал". Бумага была зашита в подкладку камзола и обнаружена после его смерти. Из документа следует, что он обрел Бога и понял все ничтожество мирской жизни, в том числе ученых занятий, цель которых — всего лишь поиски суетной славы. Блез почти полностью отказался от исследований, даже в математике. Отныне он служил только Богу. Паскаль избрал себе титаническую задачу: он стал готовить книгу, в которой простыми и всем понятными доводами было бы показано существование Бога и правота последователей Христа

Обл ожка первого издания "Мыслей" Блеза Паскаля, 1670. Пьер Николь, друг Блеза из монастыря янс енистов Пор-Рояль, расположил листки рукописи по своему усмотрению и издал их отдельной книго й. Первое научное издание "Мыслей" появилось только в 1852 . Паскаль решил сделать это теми же методами, которыми он пользовался в научных дискуссиях. У него открылись глаза: все эти годы он выяснял и обосновывал перед людьми законы бездушной материи и математики, тогда как на самом деле только спасение людей и обращение их к вере достойно усилий такого могучего разума, как его.

Главный довод казался прост и очевиден, как вспышка молнии: все занятия людей суетны и служат только для того, чтобы отвлечь от раздумий о бессмысленности происходящего. Смысл может придать только Бог, и его существование следует из самой природы человека. С одной стороны, песчинки в почках достаточно, чтобы убить любого, даже короля. С другой стороны, у человека есть то, чего нет ни у кого в природе, — разум и воображение, которые охватывают всю Вселенную. Сила интеллекта и фа нтазия — то божественное начало, которое возвышает человека, поднимая над природой, в которой нет ничего вечного. Что такое контраст между могучим разумом и немощным телом, Паскаль отлично знал на своем примере.

Телесные недуги не покидали Паскаля всю его недолгую жизнь. Он страдал болезнями всех внутренних органов. Впоследствии врачи даже затруднились сказать, какая именно болезнь стала причиной его смерти.

Готовя свое мессианское сочинение, Блез записывал все ценные мысли, приходившие ему в голову. Листы с записями он раскладывал по главам будущего произведения. Труд не был доведен до конца. До нас дошли отдельные тезисы, не во всем поддающиеся систематизации. В 1670, через 8 лет после смерти Паскаля, эти тезисы вышли отдельным изданием под названием "Мысли о религии". В наши дни неоконченную книгу Паскаля называют просто "Мысли". Помимо богословских рассуждений, неясных до конца из-за фрагментарности произведения, в "Мыслях" много афоризмов и глубоких истин. Им эта книга обязана своей популярностью, которую подтвердили уже десятки поколений читателей.

Цели своей — раскрыть глаза атеистам и последователям других религий — сочинение Паскаля не достигло. Но логика и стиль "Мыслей" производят такое глубокое впечатление, что даже неоконченная книга не может не волновать людей самых разных взглядов.



Цитаты

Время не проходит, проходим мы

Если бы нос Клеопатры был покороче, лик земли был бы иным

Мы восхищаемся картиной за то, что на ней похоже изображены такие вещи, которыми мы не восхищаемся в натуре

Жизнь — это воспоминание об одном мимолетном дне, проведенном в гостях

Когда читаешь слишком быстро или слишком медленно, понимаешь плохо

Нет ни одного государства, что простояло бы 1000 лет. А религия крепка и несгибаема

На что не жалко недели, не жалко и всей жизни

Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня

О человеке

Чем умнее человек, тем больше своеобразия находит он во всяком, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо

Привычка — вторая натура, которая разрушает первую

Любопытство — вид тщеславия. Часто люди приобретают знания, чтоб потом ими хвастаться

Нужно знать самого себя. Пусть это не поможет найти истину, но поможет хотя бы правильно устроить свою жизнь, а это самое хорошее дело

Король окружен людьми, занятыми только тем, как его развлечь и помешать ему думать о самом себе. Ибо какой бы он ни был великий король, стоит ему задуматься — и он несчастен

Человек — всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но это тростинка мыслящая. Пусть Вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, так как он знает, что умирает, а Вселенная ничего не знает

Наша природа — движение, полный покой — это смерть

Об обществе

Люди презирают религию. Они испытывают ненависть и страх при мысли, что она может оказаться истинной

Слава так сладка, что пусть ее принесет хоть смерть — мы все равно ее любим

Щегольство — не такое уж пустое дело; это значит доказывать, что на тебя работает множество людей

Людей не учат достойному поведению и учат всему остальному. А они хотят знать то единственное, чему их не учат

Нас радует борьба, но не победа. Интересно смотреть на схватку зверей, а не на победителя, терзающего жертву

Если бы люди знали, что они говорят друг о друге, на свете не нашлось бы и четырех друзей

Если знаешь главную страсть человека, не сомневайся, что ему понравишься

Принуждение молчать — самое страшное из гонений

vokrugsveta.ru ›Энциклопедия ›Паскаль

О. Пажу. Блез Паскаль (Лувр)



"Все тела, небесная твердь, звезды, земля и ее царства не стоят самого ничтожного из умов, ибо он знает все это и самого себя, а тела не знают ничего. Но все тела, вместе взятые, и все, что они сотворили, не стоят единого порыва милосердия..." /Б. Паскаль/


Блез Паскаль родился во французской провинции Оверн, в городке Клермон-Ферране. Его отец Этьен Паскаль был юристом, человеком широко образованным и талантливым. Мать, Антуанетта Бегон, дочь судьи, умерла, когда Блезу было два с половиной года.

Паскаль-ребенок представлял собой яркий и редко встречающийся пример ранней гениальности. Блез научился читать и писать в четыре года, был не по возрасту умен и рассудителен, равнодушен к обычным детским шалостям и играм, обладал феноменальной памятью.

При этом он рос нежным и хрупким мальчиком, легко ранимым и до болезненности впечатлительным. В годовалом возрасте малыш безумно ревновал свою мать к отцу и не позволял ему к ней приблизиться, затем заболел нервной болезнью с водобоязнью и конвульсиями. Отец вынужден был закрывать от ребенка шкаф с книгами, чтобы он не переутомлялся за чтением.

В 10 лет Паскаль создал "Трактат о звуках". В 13 лет подросток стал полноправным членом научного кружка Марсена. В 16 лет он пишет математический трактат "Опыт теории конических сечений" (1639), в котором находят свое развитие классические труды Ж. Дезарга. 53 строчки этого сочинения были отпечатаны в количестве 50 экземпляров, так что их можно было расклеивать на улицах, что в то время практиковалось. Одна из теорем, приведенных в этом сочинении под названием теоремы Паскаля, до сих пор остается в числе основных теорем проективной геометрии.

И вот к славе математика и физика прибавилась слава выдающегося изобретателя и механика. В 18 лет Паскаль начинает работать над созданием машины, с помощью которой даже человек, незнакомый с правилами арифметики, мог производить ее четыре действия.

В 23 года Паскаль обращается к физическим проблемам. Его исследования атмосферного давления и давления в жидкостях похоронили пресловутый Horror vacui (боязнь пустоты), подарив нам гидростатический закон Паскаля, идею альтиметра и гидравлического пресса. Вместе с Г. Галилеем и С. Стевином Паскаль считается основоположником классической гидростатики. Опыт, проведенный под руководством Паскаля в 1648 году, подтвердил существование атомного давления.

В 1654 году Паскаль закончил ряд работ по арифметике, теории чисел, алгебре и теории вероятностей. Он впервые точно определил и применил для доказательства метод математической индукции.

Двенадцать лет своей короткой жизни Паскаль отдает созданию счетной машины (1640-1652). В нее он вложил все свои знания по математике, механике, физике, талант изобретателя. По словам сестры Паскаля Жильберты, "эта работа очень утомляла брата, но не из-за напряжения умственной деятельности и не из-за механизмов, изобретение которых не вызывало у него особых усилий, а из-за того, что рабочие плохо понимали его". Паскалю нередко самому приходилось браться за напильник и молоток или ломать голову над тем, как изменить в соответствии с квалификацией мастера сложную конструкцию.

Первая работающая модель машины была готова уже в 1642 году. Паскаля она не удовлетворила, и он "имел терпение сделать до 50 различных моделей: одни деревянные, другие из слоновой кости, из эбенового дерева, из меди..."

Наконец в 1645 г. арифметическая машина, или Паскалево колесо, как называли ее современники, была готова. Одну из первых удачных моделей Паскаль преподнес преподнес канцлеру Пьеру Сегье. Покровительство Сегье помогло ученому получить 22 мая 1649 г. королевскую привилегию, которая устанавливала его приоритет в изобретении и закрепляла за ним право производить и продавать машины. С 1649 по 1652 г. Паскаль изготовил несколько машин и часть их продал (до наших дней сохранилось 8 экземпляров).

Паскаль продолжал работать над усовершенствованием машины, в частности пытался сконструировать устройство для извлечения квадратного корня. Работа продолжалась вплоть до 1652 года, после чего ученый навсегда отошел от занятий вычислительной техникой.

К 32 годам Паскаль разочаровывается в "отвлеченности" точных наук и обращается к религиозным интересам и философской антропологии. По его учению, только христианский Бог как Личность может помочь человеку - "мыслящему тростнику" - спастись от безнадежной затерянности в безднах природы. С 1655 года Паскаль ведет полумонашеский образ жизни в янсенистской обители.

Место Паскаля в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который прошел через опыт механистического рационализма XVII века. В конце жизни он пришел к выводу, что человек не способен ни к всеобъемлющему познанию, ни к полному неведению. Паскаль говорил: "Если человек восхваляет себя, я его уничижаю, если уничижает - восхваляю, и противоречу ему до тех пор, пока он не поймет, какое он непостижимое чудовище".

Паскаль, много размышлявший о смерти, почувствовал ее приближение в феврале 1659 года, когда его здоровье резко пошатнулось. Но ему суждено было мыслить и страдать еще три года. В последний год жизни Паскаля мучили ужасные головные боли, приводившие иногда к обмороку, желудочные колики, бессонница, упадок сил. В августе 1662 года Паскаль окончательно слег в постель. Доктора с ученым видом пичкали умирающего минеральными водами и молочной сывороткой...

Причастившись Святых Тайн и проведя последние сутки в агонии, в возрасте 39 лет в Париже скончался Блез Паскаль - великий человек, которому природа дала все, кроме физического здоровья.

Блез Паскаль был видным французским ученым, внесшим значительный вклад сразу в несколько направлений человеческой мысли: литературу, философию, физику, математику, механику. Ему, среди прочего, принадлежит честь создания теорий проективной и вероятностной геометрии, а также ряда философских трудов.

Блез Паскаль: биография

Будущий ученый родился в семье председателя финансово-судебной палаты в июне 1623 года. Уже в юные годы Блез Паскаль проявил интерес и талант к

исследовательской деятельности. Первый трактат по евклидовой геометрии вышел из-под его пера, когда парню было лишь 16 лет. А в 19 лет он спроектировал свой первый вариант вычислительного механизма. Кстати, это его увлечение дало позже Европе еще более усовершенствованные счетные машины. Сегодня Блез Паскаль по праву считается родоначальником кибернетики и одним из важнейших ученых мировой истории, наряду с Ньютоном, Декартом или Планком. Впрочем, перечень его достижений весьма широк. В 1634 году Эванджелисто Торричелли, по поручению своего учителя Галилео Галилея, посредством знаменитого опыта первым в мире открыл явление атмосферного давления. Однако полученные результаты были не сразу и не полностью приняты наукой. Торричелли пользовался стеклянной трубкой, в которой был вакуум и которая погружалась открытым концом в сосуд с водой. Под давлением воздуха вода «убегала» в эту трубку, где вакуума не было. Блез Паскаль стал тем, кто первым полностью осознал значение эксперимента, существование атмосферного давления и его различия на разной (так как воздух становится все более разрежен). Период жизни ученого с 1652 по 1654 год биографы называют светским. Интересной деталью его биографии является случай, когда друг задал ему вопрос об азартных играх и вариантах выпадения костей или карт. Это настолько заинтересовало философа, что тема была запущена в научный оборот. Совместно с другим известным математиком, Пьером Ферми, ученый положил начало теории вероятностей. В тот же период его жизни был создан знаменитый и связанное с ним понятие комбинаторики.

Блез Паскаль: философия

Наряду с пытливым умом, постигающим окружающий физический мир, мыслитель имел и хорошо подкрепленную мировоззренческую позицию. Его биографы выделяют два периода в жизни, когда Паскаль обращался к религии. Вместе с тем это вовсе не означало для него отрешения от рационалистического подхода к миру. В 1645-1658

годах великий француз оказался в центре теологической борьбы двух течений: иезуитов и янсенитов. Результатом стал его труд, известный сегодня как «Письма провинциала», где Паскаль принял сторону последних, раскритиковав иезуитскую догматическую теологию с позиций рационализма. Помимо изложения философских взглядов ученого, эта работа представляет собой ценность также и с литературной точки зрения. В конце 1650-х годов здоровье ученого резко ухудшилось. Последние годы своей жизни исследователь переживал тяжелые головные боли и резкое общее ослабление. Несмотря на это, он едва ли не до последних дней жизни реализовывал себя в качестве изобретателя. Так, ему принадлежит идея первого общественного транспорта - омнибуса, который был пущен в Париже весной 1662 года, всего за полгода до смерти Паскаля.

Известный французский учёный показал, что можно быть и математиком, и гуманитарием, интересоваться религией и создавать механизмы, которые облегчают людям жизнь. Несмотря на тяжелые болезни, которые сопровождали Паскаля всю жизнь, он оставил после себя немало важных трудов и изобретений.

Семья и детство

Блез Паскаль родился в провинции Оверн. Его отец работал председателем в налоговом управлении, поэтому семья была довольно обеспеченной. Кроме Блеза у его родителей было ещё двое детей: старшая и младшая дочери.

Когда Блезу было всего три года. Его мать заболела и скоропостижно скончалась. Отец решил перевезти детей в Париж, поэтому в 1631 году они переехали.

Поскольку Паскаль-старший был человеком образованным и довольно неплохо владел математикой, именно он дал своему сыну основы этой науки. В доме у Паскалей часто появлялись известные математики того времени: Дезарг и Мерссен. Кроме того, именно отец Паскаля начал работу над тем, что вскоре докажет его сын — «улитку Паскаля» и алгебраическую кривую.

У отца Блеза был свой метод образования. Так, он решил, что с 12 лет его сын должен выучить основы грамматики, чтобы рационально мыслить о разных языках мира. Но поскольку в доме всё время вертелись разговоры насчёт математики, Блеза больше интересовала эта наука, чем гуманитарные. Но отец постановил: математикой сын буде заниматься не раньше, чем в 15-16 лет. А поскольку малышу было всего восемь, то о математике не могло быть и речи.

Но Блез не сдавался. Как-то раз он спросил у отца об геометрии. Тот отмахнулся от мальчика словами о том, что это наука о геометрических фигурах. Маленький Блез сел в углу и начал рисовать углём прямо на полу треугольники и круги. Хотя даже не знал, как и что называется. Когда отец вернулся в комнату, то был обескуражен: ребёнок, играя, доказал, теорему Эвклида о сумме углов треугольников.

Друзья Паскаля-старшего посоветовали отказаться от первоначального плана по обучению столь одарённого ребёнка, и тот согласился. Так Блез начал самостоятельно изучать основы геометрии.

Одиннадцатилетним Блез Паскаль заинтересовался звуками. Содействовал этому случай за столом, когда кто-то случайно ударил ножом по чашке. Проявившийся звук исчез, едва до чашки снова дотронулись. Мальчик так увлёкся этим фактом, что провёл ещё ряд исследований. Со временем именно они стали основой для его «Трактата о звуках».

С 1637 года Блез начинает приходить на лекции Мерсенна, в зале он был самым молодым слушателем. Там же он познакомился с Дезаргом, с которым вскоре начнётся тесное сотрудничество. Блез и до того уже читал труды великого математика, а сейчас он взялся их «шлифовать»: упрощал формулы и трактования,

В 17 лет Блез Паскаль выдаёт свою первую научную работу — «Опыт о конических сечениях», основанную на исследованиях Дезарга. Через 15 лет он закончил «Полный труд о конических сечениях», который по ряду причин так и не опубликовали. А со временем рукопись и вовсе потерялась.

Машина для расчётов

В начале 1640 Паскали вновь переезжают в другой город- на этот раз в Руан. Блез начал сильно болеть, и в Париже ему становилось только хуже. Но тем не менее свои работы он не бросил, а продолжал упорно трудиться над геометрией.

Поскольку отец Блеза до сих пор работал и всё время сталкивался с расчётами: налоги, обложения и т.д. — поэтому Блез задумался над тем, чтобы разработать такую машину, которая бы автоматически могла вычислить нужную сумму. Поэтому 19-летний Блез Паскаль начинает работать над своей машиной для расчётов — «паскалиной». Но тут вмешался случай, который задел самолюбие изобретателя и работу над машиной он остановил. В Руане один рабочий услышал о его идее и решил самостоятельно изготовить такую же расчётную машину. Но поскольку он слышал лишь теорию и весьма смутно представлял это всё на практике, то ничего у него не получилось. Да и сам Паскаль охладел к этому проекту, услышав, что кто-то работает над таким же. Но тут вмешались друзья учёного, они попросили канцлера Сегье поговорить с Паскалем. Тот уговорил его продолжать работу над полезным механизмом. И уже через три года Блез представил публику свою расчётную машину.

В первые семь лет после запуска были изобретены около полусотни разных модификаций его «паскалины».

В 1649 году Паскалю досталась королевская привилегия на его разработку. Она действовала как современный патент и запрещала кому-либо ещё повторять механизм «паскалины» или его части. Кроме того продавать их иностранным подданным на территории Франции также запрещалось. Штраф был весьма солидным - 3 тыс. ливров.

Но сам проект стал коммерчески невыгодным: стоила «паскалина» дорого, её изготовление обходилось затратно и по времени и по деньгам. Поэтому большого спроса на неё автор не дождался.

Опыты и новые труды

В 1646 году Паскаль повторяет опыт с торричеллиевой трубкой. Паскаль несколько раз изменил условия опыта, чтобы доказать, что над ртутью в трубке нет больше ничего. Через год он опубликовал все результаты собственных исследований.

В 1651 году умирает отец Блеза Паскаля, а его младшая сестра решает уйти в монастырь. И хоть сам Блез всегда поддерживал её стремление пойти такой дорогой, но в один момент он остался без поддержки самых близких людей.

В 1653 году он публикует свой трактат о «равновесии жидкостей», где объясняет разницу в давлениях на разные жидкости.

Начиная с 1652 года самочувствие Паскаля ухудшается из-за огромных умственных нагрузок. Врачи рекомендуют ему умерить свой пыл и немного поберечь себя. Поэтому Блез начинает жить более светской жизнью - становится частым гостем на различных мероприятиях. Там он знакомится с герцогом де Роанне. Именно в его доме Паскаль начинает подолгу жить и там же работает над многими своими новыми разработками. Кроме того серди его новых друзей появляется эрудит и знатный игрок Антуан Гомбо, вместе с которым Паскаль со временем начнёт работать над основами того, что потом назовут теорией вероятности.

Изменения в мировоззрении

В ноябре 1654 года Паскаль пишет свой известный «Мемориал». Как он сам объяснял, во сне на него снизошло озарение и сам текст был придуман не им. Этот текст он хранил возле себя до самой смерти. «Мемориал» кардинально изменил всю его жизнь. Учёный полностью прекратил свои научные исследования, нашёл духовного наставника и переехал из Парижа в провинциальный Пор-Рояль.

Там он начинает писать свои труды по янсенизму. Несмотря на аскетический образ жизни, его здоровье становится намного лучше - так что Паскаль смог даже совершить паломничество по французским церквям. Он пишет учебник по элементарной геометрии для школ, поддерживающих янсенизм.

В 1656-1657 Паскаль публикует свои «Письма к провинциалу» — полемические записки о разнице между взглядами янсенитов и иезуитов.

Хотя Паскаль и сказал, что отказался от науки, но он всё же написал ещё один труд - о циклоиде, над которым начал работу ещё Мерссен.

В 1657-1658 годах Паскаль публикует ещё одну свои литературную и философскую работу — «Мысли о религии и других предметах», в которой критикует атеизм и выступает на защиту веры.

Последние задумки и смерть

Несмотря на довольно активную жизнь, Паскаль всё время болел. Современные учёных сходятся на мысли, что он годами страдал из-за ревматизма, рака головного мозга туберкулёза кишечника.

Несмотря на эти заболевания, он до последних своих дней работал над своими исследованиями, письменными трудами и изобретениями.

В 1661 году он поделился своей мыслью об доступном виде транспорта для передвижения. Сегодня он всем известен как омнибус.

Блез Паскаль умер в 19 августа 1662 года. Похоронили великого учёного в Париже, в церкви Сен-Этьен-дю-Мон.

  • В последние годы жизни Паскаль занимался философской антропологией, где пытался оправдать христианство.
  • Известный язык программирования «Паскаль» назван в честь создателя первой в мире вычислительной машины.
  • Во время проведения экспериментов с гидростатикой, он разработал и изобрел шприц.
  • Главным философским учением Паскаля является «Мысли о религии».
  • Паскаль стал изобретателем обыкновенного устройства, знакомого всем – тачка с двумя ручками и одним колесом

Блез Паскаль (1623-1662) - французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей.

Блез Паскаль сконструировал (1641, по другим сведениям - 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон (Закон Паскаля: давление на поверхность жидкости, производимое внешними силами, передается жидкостью одинаково во всех направлениях). На законе Паскаля основано действие гидравлических прессов и других гидростатических машин.

Работы по теории воздушного давления. Сблизившись с представителями янсенизма, Блез Паскаль с 1655 вел полумонашеский образ жизни. Полемика с иезуитами отразилась в «Письмах к провинциалу» (1656-57) - шедевре французской сатирической прозы. В «Мыслях» (опубликованы в 1669). Паскаль развивает представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами - бесконечностью и ничтожеством (человек - «мыслящий тростник»). Путь постижения тайн бытия и спасения человека от отчаяния видел в христианстве. Б. Паскаль сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы.

Блез Паскаль - сын Этьена Паскаля и Антуанетты, урожденной Бегон, родился в Клермоне 19 июня 1623 года. Вся семья Паскалей отличалась выдающимися способностями. Что касается самого Блеза, он с раннего детства обнаруживал признаки необыкновенного умственного развития.

В 1631 году, когда маленькому Паскалю было восемь лет, его отец переселился со всеми детьми в Париж, продав по тогдашнему обычаю свою должность и вложив значительную часть своего небольшого капитала в Отель де-Билль.

Имея много свободного времени, Этьен Паскаль специально занялся умственным воспитанием сына. Он сам много занимался математикой и любил собирать у себя в доме математиков. Но, составив план занятий сына, он отложил математику до тех пор, пока сын не усовершенствуется в латыни. Юный Паскаль просил отца объяснить, по крайней мере, что за наука геометрия? «Геометрия, - ответил отец, - есть наука, дающая средство правильно чертить фигуры и находить отношения, существующие между этими фигурами».

Каково же было удивление отца, когда он нашел сына, самостоятельно пытающегося доказать свойства треугольника. Отец дал Блезу Евклидовы «Начала», позволив читать их в часы отдыха. Мальчик прочел Евклидову «Геометрию» сам, ни разу не попросив объяснения.

Собрания, проходившие у отца Паскаля и у некоторых из его приятелей, имели характер настоящих ученых заседаний. Раз в неделю математики, примыкавшие к кружку Этьена Паскаля, собирались, чтобы читать сочинения членов кружка, предлагать разные вопросы и задачи. Иногда читались также присланные заграничными учеными записки. Деятельность этого скромного частного общества или, скорее, приятельского кружка стала началом будущей славной Парижской академии.

С шестнадцатилетнего возраста молодой Блез Паскаль также стал принимать деятельное участие в занятиях кружка. Он был уже настолько силен в математике, что овладел почти всеми известными в то время методами, и среди членов, наиболее часто представлявших новые сообщения, он был одним из первых. Очень часто из Италии и Германии присылались задачи и теоремы, и если в присланном была какая-либо ошибка, Паскаль одним из первых замечал ее.

Шестнадцати лет Блез Паскаль написал весьма примечательный трактат о конических сечениях, то есть о кривых линиях, получающихся при пересечении конуса плоскостью, - таковы эллипс, парабола и гипербола. От этого трактата, к сожалению, уцелел лишь отрывок. Родственники и приятели Паскаля утверждали, что «со времен Архимеда в области геометрии не было сделано подобных умственных усилий» - отзыв преувеличенный, но вызванный удивлением к необычайной молодости автора.

Однако усиленные занятия вскоре подорвали и без того слабое здоровье Паскаля. В восемнадцать лет он уже постоянно жаловался на головную боль, на что первоначально не обращали особого внимания. Но окончательно расстроилось здоровье Паскаля во время чрезмерных работ над изобретенной им арифметической машиной.

Придуманная Паскалем машина была довольно сложна по устройству, и вычисление с ее помощью требовало значительного навыка. Этим и объясняется, почему она осталась механической диковинкой, возбуждавшей удивление современников, но не вошедшей в практическое употребление.

Со времени изобретения Блезом Паскалем арифметической машины имя его стало известным не только во Франции, но и за ее пределами.

В 1643 году один из способнейших учеников Галилея, Торричелли, исполнил желание своего учителя и предпринял опыты по подъему различных жидкостей в трубках и насосах. Торричелли вывел, что причиною подъема как воды, так и ртути является вес столба воздуха, давящего на открытую поверхность жидкости. Таким образом, был изобретен барометр и явилось очевидное доказательство весомости воздуха.

Эти эксперименты заинтересовали Паскаля. Опыты Торричелли, сообщенные ему Мерсенном, убедили молодого ученого в том, что есть возможность получить пустоту, если не абсолютную, то, по крайней мере, такую, в которой нет ни воздуха, ни паров воды. Отлично зная, что воздух имеет вес, Блез Паскаль напал на мысль объяснить явления, наблюдаемые в насосах и в трубках, действием этого веса. Главная трудность, однако, состояла в том, чтобы объяснить способ передачи давления воздуха.

Блез, напав на мысль о влиянии веса воздуха, рассуждал так: если давление воздуха действительно служит причиной рассматриваемых явлений, то из этого следует, что чем меньше или ниже, при прочих равных условиях, столб воздуха, давящий на ртуть, тем ниже будет стол ртути в барометрической трубке. Стало быть, если мы поднимемся на высокую гору, барометр должен опуститься, так как мы стали ближе прежнего к крайним слоям атмосферы и находящийся над нами стол воздуха уменьшился.

Паскалю тотчас же пришла мысль проверить это положение опытом, и он вспомнил о находящейся подле Клермона горе Пюи-де-Дом. 15 ноября 1647 года Блез Паскаль провел первый эксперимент. По мере подъема на Пюи-де-Дом ртуть понижалась в трубке - и так значительно, что разница на вершине горы и у ее подошвы составила более трех дюймов. Этот и другие опыты окончательно убедили Паскаля в том, что явление подъема жидкостей в насосах и трубках обусловлено весом воздуха. Оставалось объяснить способ передачи давления воздуха.

Наконец, Паскаль показал, что давление жидкости распространяется во все стороны равномерно и что из этого свойства жидкостей вытекают почти все остальные их механические свойства; затем Паскаль показал, что и давление воздуха по способу своего распространения совершенно подобно давлению воды.

По тем открытиям, которые были сделаны Паскалем относительно равновесия жидкостей и газов, следовало ожидать, что из него выйдет один из крупнейших экспериментаторов всех времен. Но здоровье...

Состояние здоровья сына нередко внушало отцу серьезные опасения, и с помощью друзей дома он не раз убеждал молодого Паскаля развлечься, отказаться от исключительно научных занятий. Врачи, видя его в таком состоянии, запретили ему всякого рода занятия; но этот живой и деятельный ум не мог оставаться праздным. Не будучи более занят ни науками, ни делами благочестия, Блез Паскаль начал искать удовольствий и, наконец, стал вести светскую жизнь, играть и развлекаться. Первоначально все это было умеренно, но постепенно он вошел во вкус и стал жить, как все светские люди.

После смерти отца Паскаль, став неограниченным хозяином своего состояния, в течение некоторого времени продолжал еще жить светскою жизнью, хотя все чаще и чаще у него наступали периоды раскаяния. Было, однако, время, когда Блез Паскаль стал неравнодушен к женскому обществу: так, между прочим, он ухаживал в провинции Пуату за одной весьма образованной и прелестной девицей, писавшей стихи и получившей прозвище местной Сафо. Еще более серьезные чувства явились у Паскаля по отношению к сестре губернатора провинции, герцога Роанеза.

По всей вероятности, Блез или вовсе не решился сказать любимой девушке о своих чувствах, или выразил их в такой скрытой форме, что девица Роанез, в свою очередь, не решилась подать ему ни малейшей надежды, хотя если не любила, то высоко чтила Паскаля. Разность общественных положений, светские предрассудки и естественная девическая стыдливость не дали ей возможности обнадежить Паскаля, который мало-помалу привык к мысли, что эта знатная и богатая красавица никогда не будет принадлежать ему.

Втянувшись в светскую жизнь, Паскаль, однако, никогда не был и не мог быть светским человеком. Он был застенчив, даже робок, и в то же время чересчур наивен, так что многие его искренние порывы казались просто мещанской невоспитанностью и бестактностью.

Однако светские развлечения, как ни парадоксально, способствовали одному из математических открытий Паскаля. Некто кавалер де Мере, хороший знакомый ученого, страстно любил играть в кости. Он и поставил перед Блезом Паскалем и другими математиками две задачи. Первая: как узнать, сколько раз надо метать две кости в надежде получить наибольшее число очков, то есть двенадцать; другая: как распределить выигрыш между двумя игроками в случае неоконченной партии.

Математики привыкли иметь дело с вопросами, допускающими вполне достоверное, точное или, по крайней мере, приблизительное решение. Здесь предстояло решить вопрос, не зная, который из игроков мог бы выиграть в случае продолжения игры? Ясно, что речь шла о задаче, которую надо было решить на основании степени вероятности выигрыша или проигрыша того или другого игрока. Но до тех пор ни одному математику еще не приходило в голову вычислять события только вероятные. Казалось, что задача допускает лишь гадательное решение, то есть что делить ставку надо совершенно наудачу, например, метанием жребия, определяющего, за кем должен остаться окончательный выигрыш.

Необходим был гений Паскаля и Ферма, чтобы понять, что такого рода задачи допускают вполне определенные решения и что «вероятность» есть величина, доступная измерению.

Первая задача сравнительно легка: надо определить, сколько может быть различных сочетаний очков; лишь одно из этих сочетаний благоприятно событию, все остальные неблагоприятны, и вероятность вычисляется очень просто.

Вторая задача значительно труднее. Обе были решены одновременно в Тулузе математиком Ферма и в Париже Паскалем. По этому поводу в 1654 году между Паскалем и Ферма завязалась переписка, и, не будучи знакомы лично, они стали лучшими друзьями. Ферма решил обе задачи посредством придуманной им теории сочетаний. Решение Паскаля было значительно проще: он исходил из чисто арифметических соображений. Нимало не завидуя Ферма, Паскаль, наоборот, радовался совпадению результатов и писал: «С этих пор я желал бы раскрыть перед вами свою душу, так я рад тому, что наши мысли встретились. Я вижу, что истина одна и та же в Тулузе и в Париже».

Теория вероятностей имеет огромное применение. Во всех случаях, когда явления чересчур сложны, чтобы допустить абсолютно достоверное предсказание, теория вероятностей дает возможность получить результаты, весьма близкие к реальным и вполне годные на практике.

Работы над теорией вероятностей привели Блеза Паскаля к другому замечательному математическому открытию, он составил так называемый арифметический треугольник, позволяющий заменять многие весьма сложные алгебраические вычисления простейшими арифметическими действиями.

Однажды ночью мучимый жесточайшей зубною болью ученый стал вдруг думать о вопросах, касающихся свойств так называемой циклоиды - кривой линии, обозначающей путь, проходимый точкой, катящейся по прямой линии круга, например колеса. За одной мыслью последовала другая, образовалась целая цепь теорем. Изумленный ученый стал писать с необычайной быстротою. Все исследование было написано в восемь дней, причем Паскаль писал сразу, не переписывая. Две типографии едва поспевали за ним, и только что исписанные листы тотчас сдавались в набор. Таким образом, явились в свет последние научные работы Паскаля.

Это замечательное исследование о циклоиде приблизило Паскаля к открытию дифференциального исчисления, то есть анализа бесконечно малых величин, но все же честь этого открытия досталась не ему, а Лейбницу и Ньютону. Будь Блез Паскаль более здоров духом и телом, он, несомненно, довел бы свой труд до конца. У Паскаля мы видим уже вполне ясное представление о бесконечных величинах, но вместо того, чтобы развить его и применить в математике, Паскаль отвел широкое место бесконечному лишь в своей апологии христианства.

Паскаль не оставил после себя ни одного цельного философского трактата, тем не менее в истории философии он занимает вполне определенное место. Как философ Блез Паскаль представляет в высшей степени своеобразное соединение скептика и пессимиста с искренно верующим мистиком; отголоски его философии можно встретить даже там, где их менее всего ожидаешь. Многие из блестящих мыслей Паскаля повторяются в несколько измененном виде не только Лейбницем, Жан Жаком Руссо, Артуром Шопенгауэром, Львом Толстым, но даже таким противоположным Паскалю мыслителем, как Вольтер. Так, например, известное положение Вольтера, гласящее, что в жизни человечества малые поводы часто влекут за собою огромные последствия, навеяно чтением «Мыслей» Паскаля.

«Мысли» Паскаля часто сопоставляли с «Опытами» Монтеня и с философскими сочинениями Декарта. У Монтеня Паскаль заимствовал несколько мыслей, передав их по-своему и выразив их своим сжатым, отрывочным, но в то же время образным и пламенным слогом С Рене Декартом Блез Паскаль согласен лишь по вопросу об автоматизме, да еще в том, что признает, подобно Декарту, наше сознание непреложным доказательством нашего существования. Но исходная точка Паскаля и в этих случаях отличается от декартовской. «Я мыслю, стало быть - существую», - говорит Декарт. «Я сочувствую ближним, стало быть, я существую, и не только материально, но и духовно», - говорит Паскаль. У Декарта божество есть не более как внешняя сила; для Паскаля божество есть начало любви, в одно и то же время внешнее и присутствующее в нас Паскаль насмехался над декартовским понятием о божестве не в меньшей мере, чем над его «тончайшей материей».

Последние годы жизни Паскаля были рядом непрерывных физических страданий. Он выносил их с изумительным героизмом. Потеряв сознание, после суточной агонии Блез Паскаль умер 19 августа 1662 года, тридцати девяти лет от роду.

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Блез Паскаль. Известные цитаты

Будем же учиться хорошо мыслить – вот основной принцип морали.

Блез Паскаль

Величие не в том, чтобы впадать в крайность, но в том, чтобы касаться одновременно двух крайностей и заполнять промежуток между ними.

Блез Паскаль

В любви молчание дороже слов.

Блез Паскаль

Веления разума гораздо более властны, чем приказания любого повелителя: неповиновение последнему делает человека несчастным, неповиновение же первому - глупцом.

Блез Паскаль

Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмём два случая: если выиграете, вы выиграете всё; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть.

Блез Паскаль

Воспитательное воздействие вида зла сильнее примера добра, ибо зло обыкновенно, тогда как добро случается редко.

Блез Паскаль

Все несчастья человека происходят оттого, что он не желает спокойно сидеть у себя дома - там, где ему положено.

Блез Паскаль

Все тела, небесный свод, звезды, Земля и её царства не идут в сравнение с самым низким из умов, ибо ум несет в себе знание обо всем этом, тела же не ведают ничего.

Блез Паскаль

Всё наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно - в этом основа нравственности.

Блез Паскаль

Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами - поэтому и считаем, что они переменились.

Блез Паскаль

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

Блез Паскаль

Для человека заурядного все люди на одно лицо.

Блез Паскаль

Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё.

Блез Паскаль

И те, что пишут не для славы, желают признания, что хорошо написали, а те, что читают их, - похвалы за то, что прочли.

Блез Паскаль

Иные наши пороки - только отростки других, главных: они отпадут, как древесные ветки, едва вы срубите ствол.

Блез Паскаль

Истина так нежна, что, чуть только отступил от неё, - впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.

Блез Паскаль

Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки.

Блез Паскаль

Красноречие - это живописное изображение мысли.

Блез Паскаль

Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.

Блез Паскаль

Кто не любит истину, тот отворачивается от неё под предлогом, что она оспорима.

Блез Паскаль

Легче умереть, не думая о смерти, чем думать о ней, даже когда она не грозит.

Блез Паскаль

Лучшее в добрых делах - это желание их утаить.

Блез Паскаль

Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их сами.

Блез Паскаль

Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.

Блез Паскаль

Люди ищут удовольствий, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют ещё пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Блез Паскаль

Люди не могут дать силу праву и дали силе право.

Блез Паскаль

Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки.

Блез Паскаль

Мир - это сфера, центр которой повсюду, а окружности нет нигде.

Блез Паскаль

Молчание - величайшее из человеческих страданий; святые никогда не молчали.

Блез Паскаль

Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

Блез Паскаль

Мы любим не человека, а его свойства.

Блез Паскаль

Мы никогда не живём настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано.

Блез Паскаль

Мы познаем правду не только умом, но и сердцем.

Блез Паскаль

Мы теряем даже жизнь с радостью - лишь бы об этом говорили.

Блез Паскаль

Мысль меняется в зависимости от слов, которые её выражают.

Блез Паскаль

Не только сама истина даёт уверенность, но и одно искание её даёт покой...

Блез Паскаль

Никогда злые дела не творятся так легко и охотно, как во имя религиозных убеждений.

Блез Паскаль

Jamais on ne fait le mal si pleinement et si gaiement que quand on le fait par conscience.

Блез Паскаль

Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе.

Блез Паскаль

Насколько справедливее кажется адвокату дело, за которое ему щедро заплатили.

Блез Паскаль

Не заботятся о приобретении почёта в городе, через который только проезжают, но, когда приходится жить в нем некоторое время, сказанная забота появляется.

Блез Паскаль

Нет почти ничего такого справедливого или несправедливого, что не меняло бы своего свойства с переменой климата.

Блез Паскаль

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

Блез Паскаль

Общественное мнение правит людьми.

Блез Паскаль

Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе. Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света. Тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы.

Блез Паскаль

Познание Бога без сознания нашей немощи производит гордость. Сознание же нашей немощи без познания Иисуса Христа ведет к отчаянию. Но познание Иисуса Христа ограждает нас и от гордости и от отчаяния, ибо в Нем мы обретаем, как сознание своей немощности, так и единственный путь к ее уврачеванию.

Блез Паскаль

Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения.

Блез Паскаль

Последний вывод разума – это признание, что есть бесконечное число вещей, превосходящих его. Он слаб, если не доходит до признания этого. Где надо – следует сомневаться, где надо – говорить с уверенностью, где надо – признавать своё бессилие. Кто так не поступает, не понимает силы разума.:110

Блез Паскаль

Предвидеть - значит управлять.

Блез Паскаль

Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.

Блез Паскаль

Пусть человеку нет никакой выгоды лгать - это ещё не значит, что он будет говорить правду: лгут просто во имя лжи.

Блез Паскаль

Само собой понятное и очевидное не следует определять: определение лишь затемнит его.:250

Блез Паскаль

Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой.

Блез Паскаль

Случайные открытия делают только подготовленные умы.- Эта цитата на самом деле принадлежит Луи Пастеру (и только в Рунете её приписывают Паскалю). На английском - Chance favors only the prepared mind.

Блез Паскаль

Справедливость без силы - одна немощь, сила без справедливости - тиран.

Блез Паскаль

Суть несчастья в том, чтобы желать и не мочь.

Блез Паскаль

Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.

Блез Паскаль

Сердце имеет доводы,которых не знает разум

Блез Паскаль

Сила, а не общественное мнение правит миром, но мнение использует эту силу.

Блез Паскаль

Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту

Блез Паскаль

Ухо наше для лести - широко раскрытая дверь, для правды же - игольное ушко.

Блез Паскаль

Человек это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая

Блез Паскаль

Человек - не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.

Блез Паскаль

Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра.

Блез Паскаль

Чрезмерная краткость речи иной раз превращает её в загадку.

Блез Паскаль

Человек - это приговорённый к смерти, казнь которого откладывается.

Блез Паскаль

Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче.

Блез Паскаль



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
NexxDigital - компьютеры и операционные системы