NexxDigital - компьютеры и операционные системы

Итак вы сделали сайт. Всегда интересно и волнительно наблюдать как счетчик посещений медленно, но верно ползет вверх, с каждым днем показывая все лучшие результаты. Но однажды, когда вы этого не ждете, кто-то запостит ссылку на ваш ресурс на каком-нибудь Reddit или Hacker News (или на Хабре - прим. пер.), и ваш сервер ляжет.

Вместо того, что бы получить новых постоянных пользователей, вы останетесь с пустой страницей. В этот момент, ничего не поможет вам восстановить работоспособность сервера, и трафик будет утерян навсегда. Как же избежать таких проблем? В этой статье мы поговорим об оптимизации и масштабировании .

Немного про оптимизацию

Основные советы всем известны: обновитесь до последней версии PHP (в 5.5 теперь встроен OpCache), разберитесь с индексами в базе данных, кэшируйте статику (редко изменяемые страницы, такие как “О нас”, “FAQ” и т.д.).

Также стоит упомянуть об одном особом аспекте оптимизации - обслуживании статического контента не-Apache сервером, таким как, например, Nginx, Настройте Nginx на обработку всего статического контента (*.jpg, *.png, *.mp4, *.html…), а файлы требующие серверной обработки пусть отсылает тяжелому Apache. Это называется reverse proxy .

Масштабирование

Есть два типа масштабирования - вертикальное и горизонтальное.
В моем понимании, сайт является масштабируемым, если он может справляться с трафиком, без изменений в программном обеспечении.

Вертикальное масштабирование.

Представьте себе сервер, обслуживающий веб-приложение. У него 4ГБ RAM, i5 процессор и 1ТБ HDD. Он отлично выполняет свои функции, но, что бы лучше справляться с более высоким трафиком, вы решаете увеличить RAM до 16ГБ, поставить процессор i7, и раскошелиться на SSD диск. Теперь сервер гораздо мощнее, и справляется с высокими нагрузками. Это и есть вертикальное масштабирование.

Горизонтальное масштабирование.

Горизонтальное масштабирование - создание кластера из связанных между собой (часто не очень мощных) серверов, которые вместе обслуживают сайт. В этом случае, используется балансировщик нагрузки (aka load balancer ) - машина или программа, основная функция которой - определить на какой сервер послать запрос. Сервера в кластере делят между собой обслуживание приложения, ничего друг о друге не зная, таким образом значительно увеличивая пропускную способность и отказоустойчивость вашего сайта.

Есть два типа балансировщиков - аппаратные и программные. Программный - устанавливается на обычный сервер и принимает весь трафик, передавая его соответствующим обработчикам. Таким балансировщиком может быть, например, Nginx. В разделе “Оптимизация” он перехватывал все запросы на статические файлы, и обслуживал эти запросы сам, не обременяя Apache. Другое популярное ПО для реализации балансировки нагрузки - Squid . Лично я всегда использую именно его, т.к. он предоставляет отличный дружественный интерфейс, для контроля за самыми глубокими аспектами балансировки.

Аппаратный балансировщик - выделенная машина, единственная цель которой - распределять нагрузку. Обычно на этой машине, никакого ПО, кроме разработанного производителем, больше не стоит. Почитать про аппаратные балансировщики нагрузки можно .

Обратите внимание, что эти два метода не являются взаимоисключающими. Вы можете вертикально масштабировать любую машину (aka Ноду ) в вашей системе.
В этой статье мы обсуждаем горизонтальное масштабирование, т.к. оно дешевле и эффективнее, хотя и сложнее в реализации.

Постоянное соединение

При масштабировании PHP приложений, возникает несколько непростых проблем. Одна из них - работа с данными сессии пользователя. Ведь если вы залогинились на сайте, а следующий ваш запрос балансировщик отправил на другую машину, то новая машина не будет знать, что вы уже залогинены. В этом случае, вы можете использовать постоянное соединение. Это значит, что балансировщик запоминает на какую ноду отправил запрос пользователя в прошлый раз, и отправляет следующий запрос туда же. Однако, получается, что балансировщик слишком перегружен функциями, кроме обработки сотни тысяч запросов, ему еще и приходится помнить как именно он их обработал, в результате чего, сам балансировщик становится узким местом в системе.

Обмен локальными данными.

Разделить данные сессии пользователей между всеми нодами кластера - кажется неплохой идеей. И несмотря на то, что этот подход требует некоторых изменений в архитектуре вашего приложения, оно того стоит - разгружается балансировщик, и весь кластер становится более отказоустойчивым. Смерть одного из серверов совершенно не отражается на работе всей системы.
Как мы знаем, данные сессии хранятся в суперглобальном массиве $_SESSION , который пишет и берет данные с файла на диске. Если этот диск находится на одном сервере, очевидно, что другие сервера не имеют к нему доступа. Как же нам сделать его доступным на нескольких машинах?
Во первых, обратите внимание, что обработчик сессий в PHP можно переопределить . Вы можете реализовать свой собственный класс для работы с сессиями .

Использование БД для хранения сессий

Используя собственный обработчик сессий, мы можем хранить их в БД. База данных может быть на отдельном сервере (или даже кластере). Обычно этот метод отлично работает, но при действительно большом трафике, БД становится узким местом (а при потере БД мы полностью теряем работоспособность), ибо ей приходится обслуживать все сервера, каждый из которых пытается записать или прочитать данные сессии.

Распределенная файловая система

Возможно вы думаете о том, что неплохо бы было настроить сетевую файловую систему, куда все сервера смогли бы писать данные сессии. Не делайте этого! Это очень медленный подход, приводящий к порче, а то и потере данных. Если же, по какой-то причине, вы все-таки решили использовать этот метод, рекомендую вам GlusterFS

Memcached

Вы также можете использовать memcached для хранения данных сессий в RAM. Однако это не безопасно, ибо данные в memcached перезаписываются, если заканчивается свободное место. Вы, наверное, задаетесь вопросом, разве RAM не разделен по машинам? Как он применяется на весь кластер? Memcached имеет возможность объединять доступную на разных машинах RAM в один пул .

Чем больше у вас машин, тем больше вы можете отвести в этот пул памяти. Вам не обязательно объединять всю память машин в пул, но вы можете, и вы можете пожертвовать в пул произвольное количество памяти с каждой машины. Так что, есть возможность оставить бо льшую часть памяти для обычного использования, и выделить кусок для кэша, что позволит кэшировать не только сессии, но другую подходящую информацию. Memcached - отличное и широко распространенное решение .

Для использования этого подхода, нужно немного подредактировать php.ini

Session.save_handler = memcache session.save_path = "tcp://path.to.memcached.server:port"

Redis кластер

Redis - NoSQL хранилище данных. Хранит базу в оперативной памяти. В отличие от memcached поддерживает постоянное хранение данных, и более сложные типы данных. Redis не поддерживает кластеризацию , так что использовать его для горизонтального масштабирования несколько затруднительно, однако, это временно, и уже вышла альфа версия кластерного решения .

Другие решения

Итого

Как видите, горизонтальное масштабирование PHP приложений не такое уж простое дело. Существует много трудностей, большинство решений не взаимозаменяемые, так что приходится выбирать одно, и придерживаться его до конца, ведь когда трафик зашкаливает - уже нет возможности плавно перейти на что-то другое.

Надеюсь этот небольшой гайд поможет вам выбрать подход к масштабированию для вашего проекта.

Во второй части статьи мы поговорим о масштабировании базы данных .

Здравствуйте! Я Александр Макаров, и вы можете меня знать по фреймворку «Yii» — я один из его разработчиков. У меня также есть full-time работа — и это уже не стартап — Stay.com, который занимается путешествиями.

Сегодня я буду рассказывать про горизонтальное масштабирование, но в очень-очень общих словах.

Что такое масштабирование, вообще? Это возможность увеличить производительность проекта за минимальное время путем добавления ресурсов.

Обычно масштабирование подразумевает не переписывание кода, а либо добавление серверов, либо наращивание ресурсов существующего. По этому типу выделяют вертикальное и горизонтальное масштабирование.

Вертикальное — это когда добавляют больше оперативки, дисков и т.д. на уже существующий сервер, а горизонтальное — это когда ставят больше серверов в дата-центры, и сервера там уже как-то взаимодействуют.

Самый классный вопрос, который задают, — а зачем оно надо, если у меня все и на одном сервере прекрасно работает? На самом-то деле, надо проверить, что будет. Т.е., сейчас оно работает, но что будет потом? Есть две замечательные утилиты — ab и siege, которые как бы нагоняют тучу пользователей конкурента, которые начинают долбить сервер, пытаются запросить странички, послать какие-то запросы. Вы должны указать, что им делать, а утилиты формируют такие вот отчеты:


Главные два параметра: n — количество запросов, которые надо сделать, с — количество одновременных запросов. Таким образом они проверяют конкурентность.

На выходе получаем RPS, т.е. количество запросов в секунду, которое способен обработать сервер, из чего станет понятно, сколько пользователей он может выдержать. Все, конечно, зависит от проекта, бывает по-разному, но обычно это требует внимания.

Есть еще один параметр — Responce time — время ответа, за которое в среднем сервер отдал страничку. Оно бывает разное, но известно, что около 300 мс — это норма, а что выше — уже не очень хорошо, потому что эти 300 мс отрабатывает сервер, к этому прибавляются еще 300-600 мс, которые отрабатывает клиент, т.е. пока все загрузится — стили, картинки и остальное — тоже проходит время.

Бывает, что на самом деле пока и не надо заботиться о масштабировании — идем на сервер, обновляем PHP, получаем 40% прироста производительности и все круто. Далее настраиваем Opcache, тюним его. Opcache, кстати, тюнится так же, как и APC, скриптом, который можно найти в репозитории у Расмуса Лердорфа и который показывает хиты и мисы, где хиты — это сколько раз PHP пошел в кэш, а мисы — сколько раз он пошел в файловую систему доставать файлики. Если прогнать весь сайт, либо запустить туда какой-то краулер по ссылкам, либо вручную потыкать, то у нас будет статистика по этим хитам и мисам. Если хитов 100%, а мисов — 0%, значит, все нормально, а если есть мисы, то надо выделить больше памяти, чтобы весь наш код влез в Opcache. Это частая ошибка, которую допускают — вроде Opcache есть, но что-то не работает…

Еще часто начинают масштабировать, но не смотрят, вообще, из-за чего все работает медленно. Чаще всего лезем в базу, смотрим — индексов нет, ставим индексы — все сразу залетало, еще на 2 года хватит, красота!

Ну, еще надо включить кэш, заменить apache на nginx и php-fpm, чтобы сэкономить память. Будет все классно.

Все перечисленное достаточно просто и дает вам время. Время на то, что когда-то этого станет мало, и к этому уже сейчас надо готовиться.

Как, вообще, понять, в чем проблема? Либо у вас уже настал highload, а это не обязательно какое-то бешеное число запросов и т.д., это, когда у вас проект не справляется с нагрузкой, и тривиальными способами это уже не решается. Надо расти либо вширь, либо вверх. Надо что-то делать и, скорее всего, на это мало времени, что-то надо придумывать.

Первое правило — никогда ничего нельзя делать вслепую, т.е. нам нужен отличный мониторинг. Сначала мы выигрываем время на какой-то очевидной оптимизации типа включения кэша или кэширования Главной и т.п. Потом настраиваем мониторинг, он нам показывает, чего не хватает. И все это повторяется многократно – останавливать мониторинг и доработку никогда нельзя.

Что может показать мониторинг? Мы можем упереться в диск, т.е. в файловую систему, в память, в процессор, в сеть… И может быть такое, что, вроде бы, все более-менее, но какие-то ошибки валятся. Все это разрешается по-разному. Можно проблему, допустим, с диском решить добавлением нового диска в тот же сервер, а можно поставить второй сервер, который будет заниматься только файлами.

На что нужно обращать внимание прямо сейчас при мониторинге? Это:

  1. доступность, т.е. жив сервер, вообще, или нет;
  2. нехватка ресурсов диска, процессора и т.д.;
  3. ошибки.

Как это все мониторить?

Вот список замечательных инструментов, которые позволяют мониторить ресурсы и показывать результаты в очень удобном виде:

Первые 4 инструмента можно поставить на сервер, они мощные, классные. А ServerDensity хостится у кого-то, т.е. мы за нее платим деньги, и она может собирать с серверов все данные и отображать их для анализа.

Для мониторинга ошибок есть два хороших сервиса:

Обычно мы мониторим ошибки так — либо пишем все в лог и потом смотрим его, либо дополнительно к этому начинаем email"ы или смс-ки слать разработчикам. Это все нормально, но как только у нас набегает туча народа на сервис, и есть там какая-то ошибка, она начинает повторяться очень большое количество раз, начинает бешено спамить email либо он, вообще, переполняется, или же у разработчика полностью теряется внимание и он начинает письма игнорировать. Вышеуказанные сервисы берут и ошибки одного и того же типа собирают в одну большую пачку, плюс они считают, сколько раз ошибки произошли за последнее время и в приоритетах автоматом поднимают все это дело.

Sentry можно поставить к себе на сервер, есть исходник, а Rollbar — нет, но Rollbar лучше, потому что он берет деньги за количество ошибок, т.е. стимулирует их исправлять.

Про нотификации повторю, что спамить не стоит, теряется внимание.

Что, вообще, надо анализировать?


RPS и Responce time — если у нас начинает время ответа падать, то надо что-то делать.

Количество процессов, потоков и размеры очередей — если это все начинает плодиться, забиваться и т.д., то что-то здесь опять не так, надо анализировать более детально и как-то менять инфраструктуру.

Также стоит смотреть на бизнес-анализ. Google Analytics для сайтовых типов отлично подходит, а mixpanel — для логирования ивентов, он работает на десктопных приложениях, на мобильных, на веб. Можно и на основе каких-то своих данных писать, но я бы советовал готовые сервисы. Смысл в том, что наш мониторинг может показывать, что сервис жив, что все работает, что общий Responce time нормальный, но когда мы, допустим, регистрацию в mixpanel"е начинаем трекать, он показывает, что их как-то маловато. В этом случае надо смотреть, насколько быстро отрабатывают определенные ивенты, страницы, и в чем состоят проблемы. Проект всегда должен быть «обвешан» анализом, чтобы всегда знать, что происходит, а не работать вслепую.

Нагрузка, вообще, возникает или запланировано, или нет, может возникать постепенно, может не постепенно:


Как бороться с нагрузкой? Решает все бизнес, и важна только цена вопроса. Важно:

  1. чтобы сервис работал,
  2. чтобы это было не сильно дорого, не разорило компанию.

Остальное не очень важно.


Если дешевле попрофайлить, оптимизировать, записать в кэш, поправить какие-то конфиги, то это и надо делать, не задумываясь пока о масштабировании и о том, чтобы докупать «железо» и т.д. Но бывает, что «железо» становится дешевле, чем работа программиста, особенно, если программисты очень подкованные. В этом случае уже начинается масштабирование.


На рисунке синяя штука — это Интернет, из которого идут запросы. Ставится балансировщик, единственная задача которого — распределить запросы на отдельные фронтенды-сервера, принять от них ответы и отдать клиенту. Смысл тут в том, что 3 сервера могут обработать (в идеале) в 3 раза больше запросов, исключая какие-то накладные расходы на сеть и на саму работу балансировщика.

Что это нам дает? Указанную выше возможность обработать больше запросов, а еще надежность. Если в традиционной схеме валится nginx или приложение, или в диск уперлись и т.п., то все встало. Здесь же, если у нас один фронтенд отвалился, то ничего страшного, балансировщик, скорее всего, это поймет и отправит запросы на оставшиеся 2 сервера. Может, будет чуть помедленнее, но это не страшно.

Вообще, PHP — штука отличная для масштабирования, потому что он следует принципу Share nothing по умолчанию. Это означает, что если мы возьмем, допустим, Java для веба, то там приложение запускается, читает весь код, записывает по максимуму данных в память программы, все там крутится, работает, на request уходит очень мало времени, очень мало дополнительных ресурсов. Однако есть засада — т.к. приложение написано так, что оно должно на одном инстансе работать, кэшироваться, читать из своей же памяти, то ничего хорошего у нас при масштабировании не получится. А в PHP по умолчанию ничего общего нет, и это хорошо. Все, что мы хотим сделать общим, мы это помещаем в memcaсhed, а memcaсhed можно читать с нескольких серверов, поэтому все замечательно. Т.е. достигается слабая связанность для слоя серверов приложений. Это прекрасно.

Чем, вообще, балансировать нагрузку?

Чаще всего это делали Squid"ом или HAProxy, но это раньше. Сейчас же автор nginx взял и партировал из nginx+ балансировщик в nginx, так что теперь он может делать все то, что раньше делали Squid"ом или HAProxy. Если оно начинает не выдерживать, можно поставить какой-нибудь крутой дорогой аппаратный балансировщик.

Проблемы, которые решает балансировщик — это как выбрать сервер и как хранить сессии? Вторая проблема — чисто PHP"шная, а сервер может выбираться либо по очереди из списка, либо по географии каких-то IP"шников, либо по какой-то статистике (nginx поддерживает least-connected, т.е. к какому серверу меньше коннектов, на него он и будет перекидывать). Можем написать для балансировщика какой-то код, который будет выбирать, как ему работать.


Что, если мы упремся в балансировщик?

Есть такая штука как DNS Round robin — это замечательный трюк, который позволяет нам не тратиться на аппаратный балансировщик. Что мы делаем? Берем DNS-сервер (обычно DNS-сервера у себя никто не хостит, это дорого, несильно надежно, если он выйдет из строя, то ничего хорошего не получится, все пользуются какими-то компаниями), в А-записи прописываем не один сервер, а несколько. Это будут А-записи разных балансировщиков. Когда браузер туда идет (гарантий, на самом деле, нет, но все современные браузеры так действуют), он выбирает по очереди какой-нибудь IP-адрес из А-записей и попадает либо на один балансировщик, либо на второй. Нагрузка, конечно, может размазываться не равномерно, но, по крайней мере, она размазывается, и балансировщик может выдержать немного больше.

Что делать с сессиями?

Сессии у нас по умолчанию в файлах. Это не дело, потому что каждый из серверов-фронтендов у нас будет держать сессии в своей файловой системе, а пользователь может попадать то на один, то на второй, то на третий, т.е. сессии он будет каждый раз терять.

Возникает очевидное желание сделать общую файловую систему, подключить NFS. Но делать так не надо — она до жути медленная.

Можно записать в БД, но тоже не стоит, т.к. БД не оптимальна для этой работы, но если у вас нет другого выхода, то, в принципе, сойдет.

Можно писать в memcached, но очень-очень осторожно, потому что memcached — это, все-таки, кэш и он имеет свойство вытираться, как только у него мало ресурсов, или некуда писать новые ключи — тогда он начинает терять старые без предупреждения, сессии начинают теряться. За этим надо либо следить, либо выбрать тот же Redis.

Redis — нормальное решение. Смысл в том, что Redis у нас на отдельном сервере, и все наши фронтенды ломятся туда и начинают с Redis"а свои сессии считывать. Но Redis однопоточный и рано или поздно можем хорошенько упереться. Тогда делают sticky-сессии. Ставится тот же nginx и сообщается ему, что нужно сделать сессии так, чтобы юзер, когда он пришел на сервер и ему выдалась сессионная coockies, чтобы он впоследствии попадал только на этот сервер. Чаще всего это делают по IP-хэшу. Получается, что если Redis на каждом инстансе, соответственно, сессии там свои, и пропускная способность чтения-записи будет гораздо лучше.

Как насчет coockies? Можно писать в coockies, никаких хранилищ не будет, все хорошо, но, во-первых, у нас все еще куда-то надо девать данные о сессии, а если мы начнем писать в coockies, она может разрастись и не влезть в хранилище, а, во-вторых, можно хранить в coockies только ID, и нам все равно придется обращаться к БД за какими-то сессионными данными. В принципе, это нормально, решает проблему.

Есть классная штука — прокси для memcached и Redis:


Они, вроде как, поддерживают распараллеливание из коробки, но делается это, я не сказал бы, что очень оптимально. А вот эта штука — twemproxy — она работает примерно как nginx с PHP, т.е. как только ответ получен, он сразу отправляет данные и в фоне закрывает соединение, получается быстрее, меньше ресурсов потребляет. Очень хорошая штука.


Очень часто возникает такая ошибка «велосипедирования», когда начинают писать, типа «мне сессии не нужны! я сейчас сделаю замечательный токен, который будет туда-сюда передаваться»… Но, если подумать, то это опять же сессия.

В PHP есть такой механизм как session handler, т.е. мы можем поставить свой handler и писать в coockies, в БД, в Redis — куда угодно, и все это будет работать со стандартными session start и т.д.


Сессии надо закрывать вот этим замечательным методом.

Как только мы из сессии все прочитали, мы не собираемся туда писать, ее надо закрыть, потому что сессия частенько блокируется. Она, вообще-то, должна блокироваться, потому что без блокировок будут проблемы с конкурентностью. На файлах это видно сразу, на других хранилищах блокировщики бывают не на весь файл сразу, и с этим немного проще.

Что делать с файлами?

С ними можно справляться двумя способами:

  1. какое-то специализированное решение, которое дает абстракцию, и мы работаем с файлами как с файловой системой. Это что-то вроде NFS, но NFS не надо.
  2. «шардирование» средствами PHP.

Специализированные решения из того, что действительно работает, — это GlusterFS. Это то, что можно поставить себе. Оно работает, оно быстрое, дает тот же интерфейс, что NFS, только работает с нормальной терпимой скоростью.

И Amazon S3 — это, если вы в облаке Amazon"а, — тоже хорошая файловая система.

Если вы реализуете со стороны PHP, есть замечательная библиотека Flysystem, покрытая отличными тестами, ее можно использовать для работы со всякими файловыми системами, что очень удобно. Если вы сразу напишете всю работу с файлами с этой библиотекой, то потом перенести с локальной файловой системы на Amazon S3 или др. будет просто — в конфиге строчку переписать.

Как это работает? Пользователь из браузера загружает файл, тот может попадать либо на фронтенд и оттуда расползаться по файловым серверам, либо на каждом файловом сервере делается скрипт для аплоада и файл заливается сразу в файловую систему. Ну и, параллельно в базу пишется, какой файл на каком сервере лежит, и мы читать его можем непосредственно оттуда.

Лучше всего раздавать файлы nginx"ом или Varnish"ем, но лучше все делать nginx"ом, т.к. мы все его любим и используем — он справится, он хороший.


Что у нас происходит с базой данных?

Если у вас все уперлось в код PHP, мы делаем кучу фронтендов и все еще обращаемся к одной БД — она справится достаточно долгое время. Если нагрузка не страшная, то БД живет хорошо. Например, мы делали JOIN"ы по 160 млн. строк в таблице, и все было замечательно, все бегало хорошо, но там, правда, оперативки надо больше выделить на буферы, на кэш…

Что делать с БД, если мы уперлись в нее? Есть такие техники как репликация. Обычно делается репликация мастер-слэйв, есть репликация мастер-мастер. Можно делать репликацию вручную, можно делать шардирование и можно делать партицирование.

Что такое мастер-слэйв?


Выбирается один сервер главным и куча серверов — второстепенными. На главный пишется, а читать мы можем с мастера, а можем и со слэйвов (на картинке красные стрелочки — это то, что мы пишем, зеленые — то, что мы читаем). В типичном проекте у нас операций чтения гораздо больше, чем операций записи. Бывают нетипичные проекты.

В случае типичного проекта большое количество слэйвов позволяет разгрузить как мастер, так и, вообще, увеличить скорость чтения.

Также это дает отказоустойчивость — если упал один из слэйвов, то делать ничего не надо. Если упал мастер, мы можем достаточно быстро сделать один из слэйвов мастером. Правда, это обычно не делается автоматически, это внештатная ситуация, но возможность есть.

Ну, и бэкапы. Бэкапы базы все делают по-разному, иногда это делается MySQL-дампом, при этом он фризит весь проект намертво, что не очень хорошо. Но если делать бэкап с какого-нибудь слэйва, предварительно остановив его, то пользователь ничего не заметит. Это прекрасно.

Кроме этого, на слэйвах можно делать тяжелые вычисления, чтобы не затронуть основную базу, основной проект.

Есть такая штука как read/write split.Делается 2 пула серверов — мастер, слэйв, соединение по требованию, и логика выбора соединения варьируется. Смысл в том, что если мы будем всегда читать со слэйвов, а писать всегда в мастер, то будет небольшая засада:


т.е. репликация выполняется не немедленно, и нет гарантий, что она выполнилась, когда мы делаем какой-либо запрос.

Есть два типа выборок:

  1. для чтения или для вывода;
  2. для записи, т.е., когда мы что-то выбрали и потом это что-то надо изменить и записать обратно.

Если выборка для записи, то мы можем либо всегда читать с мастера и писать на мастер, либо мы можем выполнить «SHOW SLAVE STATUS» и посмотреть там Seconds_Behind_Master (для PostgreSQL тоже супер-запрос есть на картинке) — он покажет нам число. Если это 0 (нуль), значит, все у нас уже реплицировалось, можно смело читать со слэйва. Если число больше нуля, то надо смотреть значение — либо нам стоит подождать немного и тогда прочитать со слэйва, либо сразу читать с мастера. Если у нас NULL, значит еще не реплицировали, что-то застряло, и надо смотреть логи.

Причины подобного лага — это либо медленная сеть, либо не справляется реплика, либо слишком много слэйвов (больше 20 на 1 мастер). Если медленная сеть, то понятно, ее надо как-то ускорять, собирать в единые дата-центры и т.д. Если не справляется реплика, значит надо добавить реплик. Если же слишком много слэйвов, то надо уже придумывать что-то интересное, скорее всего, делать какую-то иерархию.

Что такое мастер-мастер?

Это ситуация, когда стоит несколько серверов, и везде и пишется, и читается. Плюс в том, что оно может быть быстрее, оно отказоустойчивое. В принципе, все то же, что и у слэйвов, но логика, вообще, простая — мы просто выбираем рандомное соединение и с ним работаем. Минусы: лаг репликации выше, есть шанс получить какие-то неконсистентные данные, и, если произошла какая-нибудь поломка, то она начинает раскидываться по всем мастерам, и никому уже неизвестно, какой мастер нормальный, какой поломался… Это все дело начинает реплицироваться по кругу, т.е. очень неслабо забивает сеть. Вообще, если пришлось делать мастер-мастер, надо 100 раз подумать. Скорее всего, можно обойтись мастер-слэйвом.

Можно делать репликацию всегда руками, т.е. организовать пару соединений и писать сразу в 2, в 3, либо что-то делать в фоне.

Что такое шардирование?

Фактически это размазывание данных по нескольким серверам. Шардировать можно отдельные таблицы. Берем, допустим, таблицу фото, таблицу юзеров и др., растаскиваем их на отдельные сервера. Если таблицы были большие, то все становится меньше, памяти ест меньше, все хорошо, только нельзя JOIN"ить и приходится делать запросы типа WHERE IN, т.е. сначала выбираем кучу ID"шников, потом все эти ID"шники подставляем запросу, но уже к другому коннекту, к другому серверу.

Можно шардировать часть одних и тех же данных, т.е., например, мы берем и делаем несколько БД с юзерами.


Можно достаточно просто выбрать сервер — остаток от деления на количество серверов. Альтернатива — завести карту, т.е. для каждой записи держать в каком-нибудь Redis"е или т.п. ключ значения, т.е. где какая запись лежит.

Есть вариант проще:


Сложнее — это когда не удается сгруппировать данные. Надо знать ID данных, чтобы их достать. Никаких JOIN, ORDER и т.д. Фактически мы сводим наш MySQL или PostgreSQL к key-valuе хранилищу, потому что мы с ними ничего делать не можем.

Обычные задачи становятся необычными:

  • Выбрать TOP 10.
  • Постраничная разбивка.
  • Выбрать с наименьшей стоимостью.
  • Выбрать посты юзера X.

Если мы зашардировали так, что все разлетелось по всем серверам, это уже начинает решаться очень нетривиально. В этой ситуации возникает вопрос — а зачем нам, вообще SQL? Не писать ли нам в Redis сразу? А правильно ли мы выбрали хранилище?

Из коробки шардинг поддерживается такими штуками как:

  • memcache;
  • Redis;
  • Cassandra (но она, говорят, с какого-то момента не справляется и начинает падать).

Как быть со статистикой?

Часто статистику любят считать с основного сервера — с единственного сервера БД. Это прекрасно, но запросы в статистике обычно жуткие, многостраничные и т.д., поэтому считать статистику по основным данным — это большая ошибка. Для статистики в большинстве случаев realtime не нужен, так что мы можем настроить мастер-слэйв репликацию и на слэйве эту статистику уже посчитать. Или мы можем взять что-нибудь готовое — Mixpanel, Google Analytics или подобное.


Это основная идея, которая помогает раскидывать все по разным серверам и масштабировать. Во-первых, от этого сразу виден профит — даже если у вас один сервер и вы начинаете в фоне что-то выполнять, юзер получает ответ гораздо быстрее, но и впоследствии размазывать нагрузку, т.е. мы можем перетащить всю эту обработку на другой сервер, можно обрабатывать даже не на PHP. Например, в Stay.com картинки ресайзятся на Go.

Можно сразу взять Gearman. Это готовая штука для обработки в фоне. Есть под PHP библиотеки, драйвера… А можно использовать очереди, т.е. ActiveMQ, RabbitMQ, но очереди пересылают только сообщения, сами обработчики они не вызывают, не выполняют, и тогда придется что-то придумывать.

Общий смысл всегда один — есть основное ПО, которое помещает в очереди какие-то данные (обычно это «что сделать?» и данные для этого), и какой-то сервис – он либо достает, либо ему прилетают (если очередь умеет активно себя вести) эти данные, он все обрабатывает в фоне.

Перейдем к архитектуре.

Самое главное при масштабировании — это в проекте сделать как можно меньше связанности. Чем меньше связанности, тем проще менять одно решение на другое, тем проще вынести часть на другой сервер.

Связанность бывает в коде. SOLID, GRASP — это принципы, которые позволяют избежать связанности именно в коде. Но связанность в коде на разнос по серверам, конечно, влияет, но не настолько, насколько связанность доменного слоя с нашим окружением. Если мы в контроллере пишем много-много кода, получается, что в другом месте мы это использовать, скорее всего, не сможем. Нам непросто будет все это переносить из веб-контроллера в консоль и, соответственно, сложнее переносить на другие сервера и там обрабатывать по-другому.


Service-oriented architecture.

Есть 2 подхода разбиения систем на части:

  1. когда бьют на технические части, т.е., например, есть очередь, вынесли сервис очередей, есть обработка изображений, вынесли и этот сервис и т.д.

    Это хорошо, но когда эти очереди, изображения и т.п. взаимодействуют в рамках двух доменных областей… Например, в проекте есть область Sales и область Customer — это разные области, с ними работают разные пользователи, но и у тех, и у тех есть разные очереди. Когда все начинает сваливаться в кучу, проект превращается в месиво;

  2. правильное решение — бить на отдельные логические части, т.е. если в областях Sales и Customer используется модель user, то мы создаем 2 модели user. Они могут читать одни и те же данные, но представляют они их немного по-разному. Если разбить систему таким образом, то все гораздо лучше воспринимается и намного проще все это раскидать.

    Еще важно то, что части всегда должны взаимодействовать через интерфейсы. Так, в нашем примере, если Sales с чем-то взаимодействует, то он не пишет в БД, не использует общую модель, а с другими областями «разговаривает» через определенный контракт.

Что с доменным слоем?

Доменный слой разбивается на какие-то сервисы и т.п. — это важно для разработки приложения, но для масштабирования его проектирование не очень-то и важно. В доменном слое сверхважно отделить его от среды, контекста, в котором он выполняется, т.е. от контроллера, консольного окружения и т.д., чтобы все модели можно было использовать в любом контексте.

Есть 2 книги про доменный слой, которые всем советую:

  • «Domain-Driven Design: Tackling Complexity in the Heart of Software» от Eric Evans,
  • «Implementing Domain-Driven Design, Implementing Domain-Driven Design».
  • про BoundedContext — http://martinfowler.com/bliki/BoundedContext.html (то, о чем было выше — если у вас две области вроде как пересекаются, но они
    разные, то стоит некоторые сущности продублировать, такие как модель user);
  • про DDD в общем — — ссылка еще на одну книгу.

В архитектуре, опять же, стоит придерживаться принципа share nothing, т.е. если вы хотите что-то сделать общим, делайте это всегда сознательно. Логику предпочтительно закидывать на сторону приложения, но и в этом стоит знать меру. Никогда не стоит, допустим, делать хранимые процедуры в СУБД, потому что масштабировать это очень тяжело. Если это перенести на сторону приложения, то становится проще — сделаем несколько серверов и все будет выполняться там.

Не стоит недооценивать браузерную оптимизацию. Как я уже говорил, из тех 300-600 мс, которые запросы выполняются на сервере, к ним прибавляется 300-600 мс, которые тратятся на клиенте. Клиенту все равно, сервер ли у нас быстрый, или это сайт так быстро отработал, поэтому советую использовать Google PageSpeed и т.д.

Как обычно, абстракция и дробление совсем не бесплатны. Если мы раздробим сервис на много микросервисов, то мы больше не сможем работать с новичками и придется много-много платить нашей команде, которая будет во всем этом рыться, все слои перебирать, кроме этого сервис может начать медленнее работать. Если в компилируемых языках это не страшно, то в PHP, по крайней мере, до версии 7, это не очень…

Никогда не действуйте вслепую, всегда мониторьте, анализируйте. Вслепую практически все решения по умолчанию неправильные. Думайте! Не верьте, что существует «серебряная пуля», всегда проверяйте.

Еще немного ссылок полезных:


Контакты

Этот доклад - расшифровка одного из лучших выступлений на обучающей конференции разработчиков высоконагруженных систем за 2015 год.

Старьё! - скажите вы.
- Вечные ценности! - ответим мы.

Также некоторые из этих материалов используются нами в обучающем онлайн-курсе по разработке высоконагруженных систем - это цепочка специально подобранных писем, статей, материалов, видео. Уже сейчас в нашем учебнике более 30 уникальных материалов. Подключайтесь!

Ну и главная новость - мы начали подготовку весеннего фестиваля "Российские интернет-технологии ", в который входит восемь конференций, включая HighLoad++ Junior .

Вертикальное масштабирование — scaling up — увеличение количества доступных для ПО ресурсов за счет увеличения мощности применяемых с серверов.

— scaling out — увеличение количества нод, объединенных в кластер серверов при нехватке CPU, памяти или дискового пространства.

И то и другое является инфраструктурными решениями, которые в разных ситуациях требуются когда веб проект растет.

Вертикальное и горизонтальное масштабирование, scaling для web

Для примера можно рассмотреть сервера баз данных. Для больших приложений это всегда самый нагруженный компонент системы.

Возможности для масштабирования для серверов баз данных определяются применяемыми программными решениями: чаще всего это реляционные базы данных (MySQL, Postgresql) или NoSQL ( , Cassandra и др).

Горизонтальное масштабирование для серверов баз данных при больших нагрузках значительно дешевле

Веб-проект обычно начинают на одном сервере, ресурсы которого при росте заканчиваются. В такой ситуации возможны 2 варианта:

  • перенести сайт на более мощный сервер
  • добавить еще один сервер небольшой мощности с объединить машины в кластер

MySQL является самой популярной RDBMS и, как и любая из них, требует для работы под нагрузкой много серверных ресурсов. Масштабирование возможно, в основном, вверх. Есть шардинг (для его настройки требуется вносить изменения в код) и , которая может быть сложной в поддержке.

Вертикальное масштабирование

NoSQL масштабируется легко и второй вариант с, например, MongoDB будет значительно выгоднее материально, при этом не потребует трудозатратных настроек и поддержки получившегося решения. Шардинг осуществляется автоматически.

Таким образом с MySQL нужен будет сервер с большим количеством CPU и оперативной памяти, такие сервера имеют значительную стоимость.

Горизонтальное масштабирование
С MongoDB можно добавить еще один средний сервер и полученное решение будет стабильно работать давая дополнительно отказоустойчивость.


Scale-out или является закономерным этапом развития инфраструктуры. Любой сервер имеет ограничения и когда они достигнуты или когда стоимость более мощного сервера оказывается неоправданно высокой добавляются новые машины. Нагрузка распределяется между ними. Также это дает отказоустойчивость.

Добавлять средние сервера и настраивать кластеры нужно начинать когда возможности для увеличения ресурсов одной машины исчерпаны или когда приобретение сервера мощнее оказывается невыгодно

Приведенный пример с реляционными базами данных и NoSQL является ситуацией, которая имеет место чаще всего. Масштабируются также фронтэнд и бэкенд сервера.

Читайте про и балансер

Уже немало слов было сказано по этой теме как в моем блоге, так и за его пределами. Мне кажется настал подходящий момент для того, чтобы перейти от частного к общему и попытаться взглянуть на данную тему отдельно от какой-либо успешной ее реализации.

Приступим?

Для начала имеет смысл определиться с тем, о чем мы вообще будем говорить. В данном контексте перед веб-приложением ставятся три основные цели:

  • масштабируемость - способность своевременно реагировать на непрерывный рост нагрузки и непредвиденные наплывы пользователей;
  • доступность - предоставление доступа к приложению даже в случае чрезвычайных обстоятельств;
  • производительность - даже малейшая задержка в загрузке страницы может оставить негативное впечатление у пользователя.

Основной темой разговора будет, как не трудно догадаться, масштабируемость, но и остальные цели не думаю, что останутся в стороне. Сразу хочется сказать пару слов про доступность, чтобы не возвращаться к этому позднее, подразумевая как "само собой разумеется": любой сайт так или иначе стремится к тому, чтобы функционировать максимально стабильно, то есть быть доступным абсолютно всем своим потенциальным посетителям в абсолютно каждый момент времени, но порой случаются всякие непредвиденные ситуации, которые могут стать причиной временной недоступности. Для минимизации потенциального ущерба доступности приложения необходимо избегать наличия компонентов в системе, потенциальный сбой в которых привел бы к недоступности какой-либо функциональности или данных (или хотябы сайта в целом). Таким образом каждый сервер или любой другой компонент системы должен иметь хотябы одного дублера (не важно в каком режиме они будут работать: параллельно или один "подстраховывает" другой, находясь при этом в пассивном режиме), а данные должны быть реплицированы как минимум в двух экземплярах (причем желательно не на уровне RAID, а на разных физических машинах). Хранение нескольких резервных копий данных где-то отдельно от основной системы (например на специальных сервисах или на отдельном кластере) также поможет избежать многих проблем, если что-то пойдет не так. Не стоит забывать и о финансовой стороне вопроса: подстраховка на случай сбоев требует дополнительных существенных вложений в оборудование, которые имеет смысл стараться минимизировать.

Масштабируемость принято разделять на два направления:

Вертикальная масштабируемость Увеличение производительности каждого компонента системы c целью повышения общей производительности. Горизонтальная масштабируемость Разбиение системы на более мелкие структурные компоненты и разнесение их по отдельным физическим машинам (или их группам) и/или увеличение количества серверов параллельно выполняющих одну и ту же функцию.

Так или иначе, при разработке стратегии роста системы приходится искать компромис между ценой, временем разработки, итоговой производительность, стабильностью и еще массой других критериев. С финансовой точки зрения вертикальная масштабируемость является далеко не самым привлекательным решением, ведь цены на сервера с большим количеством процессоров всегда растут практически экспоненциально относительно количества процессоров. Именно по-этому наиболее интересен горизонтальный подход, так как именно он используется в большинстве случаев. Но и вертикальная масштабируемость порой имеет право на существование, особенно в ситуациях, когда основную роль играет время и скорость решения задачи, а не финансовый вопрос: ведь купить БОЛЬШОЙ сервер существенно быстрее, чем практически заново разрабатывать приложения, адаптируя его к работе на большом количестве параллельно работающих серверов.

Закончив с общими словами давайте перейдем к обзору потенциальных проблем и вариантов их решений при горизонтальном масштабировании. Просьба особо не критиковать - на абсолютную правильность и достоверность не претендую, просто "мысли вслух", да и даже упомянуть все моменты данной темы у меня определенно не получится.

Серверы приложений

В процессе масштабирования самих приложений редко возникают проблемы, если при разработке всегда иметь ввиду, что каждый экземпляр приложения должен быть непосредственно никак не связан со своими "коллегами" и должен иметь возможность обработать абсолютно любой запрос пользователя вне зависимости от того где обрабатывались предыдущие запросы данного пользователя и что конкретно он хочет от приложения в целом в текущий момень.

Далее, обеспечив независимость каждого отдельного запущенного приложения, можно обрабатывать все большее и большее количество запросов в единицу времени просто увеличивая количество параллельно функционирующих серверов приложений, участвующих в системе. Все достаточно просто (относительно).

Балансировка нагрузки

Следущая задача - равномерно распределить запросы между доступными серверами приложений. Существует масса подходов к решению этой задачи и еще больше продуктов, предлагающих их конкретную реализацию.

Оборудование Сетевое оборудование, позволяющее распределять нагрузку между несколькими серверами, обычно стоит достаточно внушительные суммы, но среди прочих вариантов обычно именно этот подход предлагает наивысшую производительность и стабильность (в основном благодаря качеству, плюс такое оборудование иногда поставляется парами, работающими по принципу ). В этой индустрии достаточно много серьезных брендов, предлагающих свои решения - есть из чего выбрать: Cisco , Foundry , NetScalar и многие другие. Программное обеспечение В этой области еще большее разнообразие возможных вариантов. Получить программно производительность сопоставимую с аппаратными решениями не так-то просто, да и HeartBeat придется обеспечивать программно, но зато оборудование для функционирования такого решения представляет собой обычный сервер (возможно не один). Таких программных продуктов достаточно много, обычно они представляют собой просто HTTP-серверы, перенаправляющие запросы своим коллегам на других серверах вместо отправки напрямую на обработку интерпретатору языка программирования. Для примера можно упомянуть, скажем, с mod_proxy . Помимо этого имеют место более экзотические варианты, основанные на DNS, то есть в процессе определения клиентом IP-адреса сервера с необходимым ему интернет-ресурсов адрес выдается с учетом нагрузки на доступные сервера, а также некоторых географических соображений.

Каждый вариант имеет свой ассортимент положительных и отрицательных сторон, именно по-этому однозначного решения этой задачи не существует - каждый вариант хорош в своей конкретной ситуации. Не стоит забывать, что никто не ограничивает Вас в использовании лишь одного из них, при необходимости может запросто быть реализована и практически произвольная комбинация из них.

Ресурсоемкие вычисления

Во многих приложениях используются какие-либо сложные механизмы, это может быть конвертирование видео, изображений, звука, или просто выполнение каких-либо ресурсоемких вычислений. Такие задачи требует отдельного внимания если мы говорим о Сети, так как пользователь интернет-ресурса врядли будет счастлив наблюдать за загружающейся несколько минут страницей в ожидании лишь для того, чтобы увидеть сообщение вроде: "Операция завершена успешно!".

Для избежания подобных ситуаций стоит постараться минимизировать выполнение ресурсоемких операций синхронно с генерацией интернет страниц. Если какая-то конкретная операция не влияет на новую страницу, отправляемую пользователю, то можно просто организовать очередь заданий, которые необходимо выполнить. В таком случае в момент когда пользователь совершил все действия, необходимые для начала операции, сервер приложений просто добавляет новое задание в очередь и сразу начинает генерировать следущую страницу, не дожидаясь результатов. Если задача на самом деле очень трудоемкая, то такая очередь и обработчики заданий могут располагаться на отдельном сервере или кластере.

Если результат выполнения операции задействован в следующей странице, отправляемой пользователю, то при асинхронном ее выполнении придется несколько схитрить и как-либо отвлечь пользователя на время ее выполнения. Например, если речь идет о конвертировании видео в flv , то например можно быстро сгенерировать скриншот с первым кадром в процессе составления страницы и подставить его на место видео, а возможность просмотра динамически добавить на страницу уже после, когда конвертирование будет завершено.

Еще один неплохой метод обработки таких ситуаций заключается просто в том, чтобы попросить пользователя "зайти попозже". Например, если сервис генерирует скриншоты веб-сайтов из различных браузеров с целью продемонстрировать правильность их отображения владельцам или просто интересующимся, то генерация страницы с ними может занимать даже не секунды, а минуты. Наиболее удобным для пользователя в такой ситуации будет предложение посетить страницу по указанному адресу через столько-то минут, а не ждать у моря погоды неопределенный срок.

Сессии

Практически все веб-приложения каким-либо образом взаимодействуют со своими посетителями и в подавляющем большинстве случаев в них присутствует необходимость отслеживать перемещения пользователей по страницам сайта. Для решения этой задачи обычно используется механизм сессий , который заключается в присвоении каждому посетителю уникального идентификационного номера, который ему передается для хранения в cookies или, в случае их отсутствия, для постоянного "таскания" за собой через GET. Получив от пользователя некий ID вместе с очередным HTTP-запросом сервер может посмотреть в список уже выданных номеров и однозначно определить кто его отправил. С каждым ID может ассоциироваться некий набор данных, который веб-приложение может использовать по своему усмотрению, эти данные обычно по-умолчанию хранятся в файле во временной директории на сервере.

Казалось бы все просто, но... но запросы посетителей одного и того же сайта могут обрабатывать сразу несколько серверов, как же тогда определить не был ли выдан полученный ID на другом сервере и где вообще хранятся его данные?

Наиболее распространенными решениями является централизация или децентрализация сессионных данных. Несколько абсурдная фраза, но, надеюсь, пара примеров сможет прояснить ситуацию:

Централизованное хранение сессий Идея проста: создать для всех серверов общую "копилку", куда они смогут складывать выданные ими сессии и узнавать о сессиях посетителей других серверов. В роли такой "копилки" теоретически может выступать и просто примонтированная по сети файловая система, но по некоторым причинам более перспективным выглядит использование какой-либо СУБД, так как это избавляет от массы проблем, связанных с хранением сессионных данных в файлах. Но в варианте с общей базой данных не стоит забывать, что нагрузка на него будет неуклонно расти с ростом количества посетителей, а также стоит заранее предусмотреть варианты выхода из проблематичных ситуаций, связанных с потенциальными сбоями в работе сервера с этой СУБД. Децентрализованное хранение сессий Наглядный пример - хранение сессий в , изначально расчитанная на распределенное хранение данных в оперативной памяти система позволит получать всем серверам быстрый доступ к любым сессионным данным, но при этом (в отличии от предыдущего способа) какой-либо единый центр их хранения будет отсутствовать. Это позволит избежать узких мест с точек зрения производительности и стабильности в периоды повышенных нагрузок.

В качестве альтернативы сессиям иногда используют похожие по предназначению механизмы, построенные на cookies, то есть все необходимые приложению данные о пользователе хранятся на клиентской стороне (вероятно в зашифрованном виде) и запрашиваются по мере необходимости. Но помимо очевидных преимуществ, связанных с отсутствием необходимости хранить лишние данные на сервере, возникает ряд проблем с безопасностью. Данные, хранимые на стороне клиента даже в зашифрованном виде, представляют собой потенциальную угрозу для функционирования многих приложений, так как любой желающий может попытаться модифицировать их в своих интересах или с целью навредить приложению. Такой подход хорош только если есть уверенность, что абсолютно любые манипуляции с хранимые у пользователей данными безопасны. Но можно ли быть уверенными на 100%?

Статический контент

Пока объемы статических данных невелики - никто не мешает хранить их в локальной файловой системе и предоставлять доступ к ним просто через отдельный легковесный веб-сервер вроде (я подразумеваю в основном разные формы медиа-данных), но рано или поздно лимит сервера по дисковому пространству или файловой системы по количеству файлов в одной директории будет достигнут, и придется думать о перераспределении контента. Временным решением может стать распределение данных по их типу на разные сервера, или, возможно, использование иерархической структуры каталогов.

Если статический контент играет одну из основных ролей в работе приложения, то стоит задуматься о применении распределенной файловой системы для его хранения. Это, пожалуй, один из немногих способов горизонтально масштабировать объем дискового пространства путем добавления дополнительных серверов без каких-либо кардинальных изменений в работе самого приложения. На какой именно кластерной файловой системе остановить свой выбор ничего сейчас советовать не хочу, я уже опубликовал далеко не один обзор конкретных реализаций - попробуйте прочитать их все и сравнить, если этого мало - вся остальная Сеть в Вашем распоряжении.

Возможно такой вариант по каким-либо причинам будет нереализуем, тогда придется "изобретать велосипед" для реализации на уровне приложения принципов схожих с сегментированием данных в отношении СУБД, о которых я еще упомяну далее. Этот вариант также вполне эффективен, но требует модификации логики приложения, а значит и выполнение дополнительной работы разработчиками.

Альтернативой этим подходам выступает использование так называемых Content Delievery Network - внешних сервисов, обеспечивающих доступность Вашего контента пользователям за определенное материальное вознаграждение сервису. Преимущество очевидно - нет необходимости организовывать собственную инфраструктуру для решения этой задачи, но зато появляется другая дополнительная статья расходов. Список таких сервисов приводить не буду, если кому-нибудь понадобится - найти будет не трудно.

Кэширование

Кэширование имеет смысл проводить на всех этапах обработки данных, но в разных типах приложений наиболее эффективными являются лишь некоторые методы кэширования.

СУБД Практически все современные СУБД предоставляют встроенные механизмы для кэширования результатов определенных запросов. Этот метод достаточно эффективен, если Ваша система регулярно делает одни и те же выборки данных, но также имеет ряд недостатков, основными из которых является инвалидация кэша всей таблицы при малейшем ее изменении, а также локальное расположение кэша, что неэффективно при наличии нескольких серверов в системе хранения данных. Приложение На уровне приложений обычно производится кэширование объектов любого языка программирования. Этот метод позволяет вовсе избежать существенной части запросов к СУБД, сильно снижая нагрузку на нее. Как и сами приложения такой кэш должен быть независим от конкретного запроса и сервера, на котором он выполняется, то есть быть доступным всем серверам приложений одновременно, а еще лучше - быть распределенным по нескольким машинам для более эффективной утилизации оперативной памяти. Лидером в этом аспекте кэширования по праву можно назвать , о котором я в свое время уже успел . HTTP-сервер Многие веб-серверы имеют модули для кэширования как статического контента, так и результатов работы скриптов. Если страница редко обновляется, то использование этого метода позволяет без каких-либо видимых для пользователя изменений избегать генерации страницы в ответ на достаточно большую часть запросов. Reverse proxy Поставив между пользователем и веб-сервером прозрачный прокси-сервер, можно выдавать пользователю данные из кэша прокси (который может быть как в оперативной памяти, так и дисковым), не доводя запросы даже до HTTP-серверов. В большинстве случаев этот подход актуален только для статического контента, в основном разных форм медиа-данных: изображений, видео и тому подобного. Это позволяет веб-серверам сосредоточиться только на работе с самими страницами.

Кэширование по своей сути практически не требует дополнительных затрат на оборудование, особенно если внимательно наблюдать за использованием оперативной памяти остальными компонентами серверами и утилизировать все доступные "излишки" под наиболее подходящие конкретному приложению формы кэша.

Инвалидация кэша в некоторых случаях может стать нетривиальной задачей, но так или иначе универсального решения всех возможных проблем с ней связанных написать не представляется возможным (по крайней мере лично мне), так что оставим этот вопрос до лучших времен. В общем случае решение этой задачи ложится на само веб-приложение, которое обычно реализует некий механизм инвалидации средствами удаления объекта кэша через определенный период времени после его создания или последнего использования, либо "вручную" при возникновении определенных событий со стороны пользователя или других компонентов системы.

Базы данных

На закуску я оставил самое интересное, ведь этот неотъемлемый компонент любого веб-приложения вызывает больше проблем при росте нагрузок, чем все остальные вместе взятые. Порой даже может показаться, что стоит вообще отказаться от горизонтального масштабирования системы хранения данных в пользу вертикального - просто купить тот самый БОЛЬШОЙ сервер за шести- или семизначную сумму не-рублей и не забивать себе голову лишними проблемами.

Но для многих проектов такое кардинальное решение (и то, по большому счету, временное) не подходит, а значит перед ними осталась лишь одна дорога - горизонтальное масштабирование. О ней и поговорим.

Путь практически любого веб проекта с точки зрения баз данных начинался с одного простого сервера, на котором работал весь проект целиком. Затем в один прекрасный момент наступает необходимость вынести СУБД на отдельный сервер, но и он со временем начинает не справляться с нагрузкой. Подробно останавливаться на этих двух этапах смысла особого нет - все относительно тривиально.

Следующим шагом обычно бывает master-slave с асинхронной репликацией данных, как работает эта схема уже неоднократно упоминалось в блоге, но, пожалуй, повторюсь: при таком подходе все операции записи выполняются лишь на одном сервере (master), а остальные сервера (slave) получают данные напрямую от "мастера", обрабатывая при этом лишь запросы на чтение данных. Как известно, операции чтения и записи любого веб-проекта всегда растут пропорционально росту нагрузки, при этом сохраняется почти фиксированным соотношение между обоими типами запросов: на каждый запрос на обновление данных обычно приходится в среднем около десятка запросов на чтение. Со временем нагрузка растет, а значит растет и количество операций записи в единицу времени, а сервер-то обрабатывает их всего один, а затем он же еще и обеспечивает создание некоторого количества копий на других серверах. Рано или поздно издержки операций репликации данных станут быть настолько высоки, что этот процесс станет занимать очень большую часть процессорного времени каждого сервера, а каждый slave сможет обрабатывать лишь сравнительно небольшое количество операций чтения, и, как следствие, каждый дополнительный slave-сервер начнет увеличивать суммарную производительность лишь незначительно, тоже занимаясь по большей части лишь поддержанием своих данных в соответствии с "мастером".

Временным решением этой проблемы, возможно, может стать замена master-сервера на более производительный, но так или иначе не выйдет бесконечно откладывать переход на следующий "уровень" развития системы хранения данных: "sharding" , которому я совсем недавно посвятил . Так что позволю себе остановиться на нем лишь вкратце: идея заключается в том, чтобы разделить все данные на части по какому-либо признаку и хранить каждую часть на отдельном сервере или кластере, такую часть данных в совокупности с системой хранения данных, в которой она находится, и называют сегментом или shard ’ом. Такой подход позволяет избежать издержек, связанных с реплицированием данных (или сократить их во много раз), а значит и существенно увеличить общую производительность системы хранения данных. Но, к сожалению, переход к этой схеме организации данных требует массу издержек другого рода. Так как готового решения для ее реализации не существует, приходится модифицировать логику приложения или добавлять дополнительную "прослойку" между приложением и СУБД, причем все это чаще всего реализуется силами разработчиков проекта. Готовые продукты способны лишь облегчить их работу, предоставив некий каркас для построения основной архитектуры системы хранения данных и ее взаимодействия с остальными компонентами приложения.

На этом этапе цепочка обычно заканчивается, так как сегментированные базы данных могут горизонтально масштабироваться для того, чтобы в полной мере удовлетворить потребности даже самых высоконагруженных интернет-ресурсов. К месту было бы сказать пару слов и о собственно самой структуре данных в рамках баз данных и организации доступа к ним, но какие-либо решения сильно зависят от конкретного приложения и реализации, так что позволю себе лишь дать пару общих рекомендаций:

Денормализация Запросы, комбинирующие данные из нескольких таблиц, обычно при прочих равных требуют большего процессорного времени для выполнения, чем запрос, затрагивающий лишь одну таблицу. А производительность, как уже упоминалось в начале повествования, чрезвычайно важна на просторах Сети. Логическое разбиение данных Если какая-то часть данных всегда используется отдельно от основной массы, то иногда имеет смысл выделить ее в отдельную независимую систему хранения данных. Низкоуровневая оптимизация запросов Ведя и анализируя логи запросов, можно определить наиболее медленные из них. Замена найденных запросов на более эффективные с той же функциональностью может помочь более рационально использовать вычислительные мощности.

В этом разделе стоит упомянуть еще один, более специфический, тип интернет-проектов. Такие проекты оперируют данными, не имеющими четко формализованную структуру, в таких ситуациях использование реляционных СУБД в качестве хранилища данных, мягко говоря, нецелесообразно. В этих случаях обычно используют менее строгие базы данных, с более примитивной функциональностью в плане обработки данных, но зато они способны обрабатывать огромные объемы информации не придираясь к его качеству и соответствию формату. В качестве основы для такого хранилища данных может служить кластерная файловая система, а для анализа же данных в таком случае используется механизм под названием , принцип его работы я расскажу лишь вкратце, так как в полном своем масштабе он несколько выходит за рамки данного повествования.

Итак, мы имеем на входе некие произвольные данные в не факт что правильно соблюденном формате. В результате нужно получить некое итоговое значение или информацию. Согласно данному механизму практически любой анализ данных можно провести в следующие два этапа:

Map Основной целью данного этапа является представление произвольных входных данных в виде промежуточных пар ключ-значение, имеющих определенный смысл и формально оформленных. Результаты подвергаются сортировке и группированию по ключу, а после чего передаются на следующий этап. Reduce Полученные после map значения используются для финального вычисления требуемых итоговых данных.

Каждый этап каждого конкретного вычисления реализуется в виде независимого мини-приложения. Такой подход позволяет практически неограниченно распараллеливать вычисления на огромном количестве машин, что позволяет в мгновения обрабатывать объемы практически произвольных данных. Для этого достаточно лишь запустить эти приложения на каждом доступном сервере одновременно, а затем собрать воедино все результаты.

Примером готового каркаса для реализации работы с данными по такому принципу служит opensource проект Apache Foundation под названием , о котором я уже неоднократно рассказывал ранее, да и написал в свое время.

Вместо заключения

Если честно, мне с трудом верится, что я смог написать настолько всеобъемлющий пост и сил на подведение итогов уже практически не осталось. Хочется лишь сказать, что в разработке крупных проектов важна каждая деталь, а неучтенная мелочь может стать причиной провала. Именно по-этому в этом деле учиться стоит не на своих ошибках, а на чужих.

Хоть может быть этот текст и выглядит как некое обобщение всех постов из серии , но врядли он станет финальной точкой, надеюсь мне найдется что сказать по этой теме и в будущем, может быть однажды это будет основано и на личном опыте, а не просто будет результатом переработки массы полученной мной информации. Кто знает?...

Систем, программных комплексов , систем баз данных , маршрутизаторов , сетей и т. п., если для них требуется возможность работать под большой нагрузкой. Система называется масштабируемой , если она способна увеличивать производительность пропорционально дополнительным ресурсам. Масштабируемость можно оценить через отношение прироста производительности системы к приросту используемых ресурсов. Чем ближе это отношение к единице, тем лучше. Также под масштабируемостью понимается возможность наращивания дополнительных ресурсов без структурных изменений центрального узла системы.

В системе с плохой масштабируемостью добавление ресурсов приводит лишь к незначительному повышению производительности, а с некоторого «порогового» момента добавление ресурсов не даёт никакого полезного эффекта.

Вертикальное масштабирование

Увеличение производительности каждого компонента системы c целью повышения общей производительности.

Горизонтальное масштабирование

Разбиение системы на более мелкие структурные компоненты и разнесение их по отдельным физическим машинам (или их группам) и/или увеличение количества серверов параллельно выполняющих одну и ту же функцию.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Масштабируемость" в других словарях:

    масштабируемость - расширяемость Характеристика приложения, которое исполняется на разных платформах и варьируется в размерах (например, на PC под Windows и на рабочей станции Sun под Unix). Для аппаратных средств предсказуемый рост системных характеристик при… …

    масштабируемость - 3.1.43 масштабируемость (scalability): Способность обеспечивать функциональные возможности вверх и вниз по упорядоченному ряду прикладных платформ, отличающихся по быстродействию и ресурсам. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Способность программного обеспечения корректно работать на малых и на больших системах с производительностью, которая увеличивается пропорционально вычислительной мощности системы. По английски: Scalability См. также: Открытые системы Программное … Финансовый словарь

    масштабируемость системы (в SCADA) - масштабируемость системы [Интент] Масштабируемость системы. Это означает, что разработанный проект можно опробовать на одном компьютере или маленькой сети и затем расширять систему (в соответствии с программой развития, бюджетом и т. д.) без… … Справочник технического переводчика

    масштабируемость (в информационных технологиях) - Способность ИТ услуги, процесса, конфигурационной единицы и т.п., выполнять свою ранее согласованную функцию, в случае изменения рабочей нагрузки или охвата. [Словарь терминов ITIL версия 1.0, 29 июля 2011 г.] EN scalability The ability of an IT… … Справочник технического переводчика

    масштабируемость (приложения) - масштабируемость расширяемость Характеристика приложения, которое исполняется на разных платформах и варьируется в размерах (например, на PC под Windows и на рабочей станции Sun под Unix). Для аппаратных средств предсказуемый рост системных… … Справочник технического переводчика

    масштабируемость (сети и системы связи) - Критерий экономически эффективной системы автоматизации подстанции, учитывающий различные функциональные характеристики, различные интеллектуальные электронные устройства, размер подстанции и диапазоны напряжений подстанции. [ГОСТ Р 54325 2011… … Справочник технического переводчика

    масштабируемость в широких пределах - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN terabyte scalability … Справочник технического переводчика

    горизонтальная масштабируемость - Наращивание мощности системы добавлением узлов в кластер. Тематики информационные технологии в целом EN horizontal scalability … Справочник технического переводчика

    SCALABILITY - масштабируемость - один из основных принципов построения открытых систем, гарантирует сохранение инвестиций в информацию и ПО при переходе на более мощную аппаратную платформу … Словарь электронного бизнеса

Книги

  • Microsoft SharePoint 2010. Полное руководство , Майкл Ноэл, Колин Спенс. В книге рассматриваются все новые возможности SharePoint - от новых компонентов социальных сетей до усовершенствованного поиска - которые помогают максимально задействовать как SharePoint…


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
NexxDigital - компьютеры и операционные системы