NexxDigital - компьютеры и операционные системы

Кодек (англ.codec - сокр. от coder/decoder (кодировщик/декодировщик) или compressor/decompressor) — файл-формула, которая определяет, каким образом можно «упаковать» видео\аудиоконтент и, соответственно, проиграть видео\аудио. Также возможно добавление к файлу субтитров, векторных эффектов и т. п.

2. Зачем нужны кодеки?

Кодеки необходимы для уменьшения размера видео-аудио информации. Один несжатый кадр стандартного ТВ разрешения весит 1,18Мб. В России стандарт — 25 кадров в секунду. Итого, минута видео обойдется Вам в 1 770 Мб. Неплохо, да? Сжатое же аналогичное видео будет весить, в среднем, не больше 50 Мб, почти без потерь качества. Никакой магии =) Все дело в том, что в несжатом видео файле, по сути, хранится набор bmp картинок. То есть структура файла примерно такая: выставляется информация о количестве пикселей по ширине, а дальше начинается перечисление цветовой составляющей каждого пикселя.

3. Есть ли какой-то один универсальный кодек?

Пожалуй -нет. Однако стоит брать во внимание, что, по сути, алгоритмов сжатия не так ужмного.

Алгоритм MPEG

MPEG производит межкадровое сжатие, за счетпредсказания (вычисления) движения внутри кадра, и других внутрикадровых изменений.

Всеформаты сжатия семейства MPEG (MPEG 1, MPEG 2, MPEG 4, MPEG 7) используют высокую избыточность информации в изображениях, разделенных малым интервалом времени. Между двумя соседними кадрами обычно изменяется только малая частьсцены – например, происходит плавное смещение небольшого объекта на фоне фиксированного заднего плана. В этом случае полная информация о сцене сохраняется выборочно – только для опорных изображений. Для остальных кадров достаточно передавать разностную информацию: о положении объекта, направлении и величине его смещения, о новых элементах фона, открывающихся за объектом помере его движения. Причем эти разности можно формировать не только по сравнениюс предыдущими изображениями, но и с последующими (поскольку именно в них по мере движения объекта открывается ранее скрытая часть фона).

Форматы сжатия семейства MPEG сокращают объем информации следующим образом:

  • Устраняется временная избыточность видео (учитывается только разностная информация).
  • Устраняется пространственная избыточность изображений путем подавления мелких деталей сцены.
  • Устраняется часть информации о цветности.
  • Повышается информационная плотность результирующего цифрового потока путем выбора оптимального математического кода для его описания.

Форматы сжатия MPEG сжимают только опорные кадры – I-кадры (Intra frame – внутренний кадр). В промежутки между ними включаются кадры, содержащие только изменения между двумя соседними I-кадрами – P-кадры (Predicted frame – прогнозируемый кадр). Для того чтобы сократить потери информации между I-кадром и P-кадром, вводятся так называемые B-кадры (Bidirectional frame – двунаправленный кадр). Вних содержится информация, которая берется из предшествующего и последующего кaдров. При кодировании в форматах сжатия MPEG формируется цепочка кадров разных типов. Типичная последовательность кадров выглядит следующим образом: IBBPBBIBBPBBIBB… Соответственно, последовательность кадров в соответствии с их номерами будет воспроизводиться в следующем порядке: 1423765…

Форматы сжатия видео изображения MPEG 1 и MPEG 2

В качестве начального шага обработки изображения форматы сжатия MPEG 1 и MPEG 2 разбивают опорные кадры на несколько равных блоков, над которыми затем производится дискетное косинусное преобразование (DCT). По сравнению с MPEG 1, формат сжатия MPEG 2 обеспечивает лучшее разрешение изображения при более высокой скорости передачи видео данных за счет использования новых алгоритмов сжатия и удаления избыточной информации, а также кодирования выходного потока данных. Также формат сжатия MPEG 2 дает возможность выбора уровня сжатия за счет точности квантования. Для видео с разрешением 352х288 пикселей формат сжатия MPEG 1 обеспечивает скорость передачи 1,2 – 3 Мбит/с, а MPEG 2 – до 4 Мбит/с.

По сравнению с MPEG 1, формат сжатия MPEG 2 обладает следующими преимуществами:

  • Как и JPEG2000, формат сжатия MPEG 2 обеспечивает масштабируемость различных уровней качества изображения в одном видеопотоке.
  • В формате сжатия MPEG 2 точность векторов движения увеличена до 1/2 пикселя.
  • Пользователь может выбрать произвольную точность дискретного косинусного преобразования.
  • В формат сжатия MPEG 2 включены дополнительные режимы прогнозирования.

Формат сжатия MPEG 2 использовал снятый сейчас с производства видеосервер AXIS 250S компании AXIS Communications, 16-канальный видеонакопитель VR-716 компании JVC Professional, видеорегистраторы компании FAST Video Security и многие другие устройства системы видеонаблюдения.

Формат сжатия MPEG 4

MPEG4 использует технологию так называемого фрактального сжатия изображений. Фрактальное (контурно-основанное) сжатие подразумевает выделение из изображения контуров и текстур объектов. Контуры представляются в виде т.н. сплайнов (полиномиальных функций) и кодируются опорными точками. Текстуры могут быть представлены в качестве коэффициентов пространственного частотного преобразования (например, дискретного косинусного или вейвлет-преобразования).

Диапазон скоростей передачи данных, который поддерживает формат сжатия видео изображений MPEG 4, гораздо шире, чем в MPEG 1 и MPEG 2. Дальнейшие разработки специалистов направлены на полную замену методов обработки, используемых форматом MPEG 2.Формат сжатия видео изображений MPEG 4 поддерживает широкий набор стандартов и значений скорости передачи данных. MPEG 4 включает в себя методы прогрессивного и чересстрочного сканирования и поддерживает произвольные значения пространственного разрешения и скорости передачи данных в диапазоне от 5 кбит/с до 10 Мбит/с. В MPEG 4 усовершенствован алгоритм сжатия, качество и эффективность которого повышены при всех поддерживаемых значениях скорости передачи данных.

MPEG 7 и MPEG 21 – форматы будущего

В октябре 1996 года группа MPEG приступила к разработке формата сжатия MPEG 7, призванного определить универсальные механизмы описания аудио и видео информации. Этот формат получил название Multimedia Content Description Interface. В отличие от предыдущих форматов сжатия семейства MPEG, MPEG 7 описывает информацию, представленную в любой форме (в том числе в аналоговой) и не зависит от среды передачи данных. Как и его предшественники, формат сжатия MPEG 7 генерирует масштабируемую информацию в рамках одного описания.

Формат сжатия MPEG 7 использует многоуровневую структуру описания аудио и видеоинформации. На высшем уровне прописываются свойства файла, такие как название, имя создателя, дата создания и т.д. На следующем уровне описания формат сжатия MPEG 7 указывает особенности сжимаемой аудио или видео информации – цвет, текстура, тон или скорость. Одной из отличительных особенностей MPEG 7 является его способность к определению типа сжимаемой информации. Если это аудио или видео файл, то он сначала сжимается с помощью алгоритмов MPEG 1, MPEG 2, MPEG4, а затем описывается при помощи MPEG 7. Такая гибкость в выборе методов сжатия значительно снижает объем информации и ускоряет процесс сжатия. Основное преимущество формата сжатия MPEG 7 над его предшественниками состоит в применении уникальных дескрипторов и схем описания, которые, помимо всего прочего, делают возможным автоматическое выделение информации как по общим, так и по семантическим признакам, связанным с восприятием информации человеком. Процедура занесения в каталог и поиска данных находятся вне сферы рассмотрения этого формата сжатия.

Разработка формата сжатия MPEG 21 — это долговременный проект, который называется «Система мультимедийных средств» (Multimedia Framework). Над разработкой этого формата сжатия эксперты начали работать в июне 2000 г. На первых этапах планировалось провести расширение, унификацию и объединение форматов MPEG 4 и MPEG 7 в единую обобщающую структуру. Подразумевалось, что она будет обеспечивать глубокую поддержку управления правами и платежными системами, а также качеством предоставляемых услуг.

Формат MJPEG

Формат MJPEG производит внутрикадровое сжатие. То есть сжимаеткаждый кадр, по алгоритму JPEG.

4. Какие форматы или кодеки самые популярные и необходимые?

5. Avi разве не кодек?

AVI это контейнер, так же как и VOB, WMV и другие. Под расширением avi может скрываться любой кодек. В принципе можно взять видео файл и переименовать его, допустим, в myvideo.nix. Указав ОС программу, которой стоит открывать данный тип файлов, мы получим видео файл в контейнере nix.

6. Как узнать, какой кодек мне нужен для работы (воспроизведения / кодирования) с файлом?

Скачайте программу . Очень полезная программа, которая сообщает всю информацию про видео, размер окна, частоту кадров, чем сжаты видео и аудио потоки и, что самое полезное, — перенаправляет на официальныйсайт кодека, использовавшегося для компрессии.

7. Какие кодеки мне следует загрузить и установить?

Стандартно в операционных системах встроены несколько базовых кодеков. Другие устанавливаются автоматически вместе с проигрывателями, которые вы устанавливаете. Например, плеер VLC Media читает практически все и является кроссплатформенным.

8. Зачем качать эти плееры, если можно просто скачать набор кодеков, типа K-Lite?

K-Lite вполне можно использовать, но не для профессиональной работы. K-Lite часто вызывает некорректную работу и зависание программ, работающих с видео, т.к. Windows не всегда может распознать кодек по сигнатурам файла и выхватывает кодек «наугад», что приводит к зависанию программ. Ставить или не ставить – личное решение каждого, но необходимо знать, чем это может обернуться.

Доброго времени суток!

Каждый раз при открытии какого-нибудь мультимедиа файла (музыка, фильмы и т.д.) - в работу вступают кодеки (специальное ПО, преобразующее данные, сигнал).

От выбора набора кодеков зависит многое: будет ли у вас открываться только часть видео-файлов или все без исключения; будет ли тормозить видео; как будет конвертироваться и сжиматься аудио и видео и т.д.

Сейчас можно найти десятки наборов кодеков, но далеко не все из них заслуживают внимания (на мой взгляд ). В этой статье порекомендую несколько наборов, которые не раз меня выручали в повседневной работе. И так...

Один из лучших (если не самый!) наборов кодеков для работы с аудио- и видео-файлами. Набор отличается своей универсальностью: подойдет, как начинающим пользователям, так и более опытным.

K-Lite Codec Pack поддерживает все самые распространенные форматы видео: AVI, MKV, MP4, FLV, MPEG, MOV, TS, M2TS, WMV, RM, RMVB, OGM, WebM и т.д. То же самое относится и к аудио форматам: MP3, FLAC, M4A, AAC, OGG, 3GP, AMR, APE, MKA, Opus, Wavpack и пр.

Всего есть 4 варианта набора кодеков:

  • Basic и Standard : базовые наборы, подойдут всем начинающим пользователям (ну или тем, кто не кодирует, конвертирует видео файлы);
  • Full и Mega : большой набор кодеков. Если у вас иногда не проигрываются видео (например, вместо картинки показывается черный экран) - рекомендую выбрать именно эти версии.

Есть версии кодеков абсолютно для всех ОС Windows:

  • последние версии подойдут для Windows 7, 8, 10 (причем, кодеки присутствуют сразу в одном наборе для 32/64 битных систем);
  • Для Windows 95/98/Me - выбирайте версию 3.4.5;
  • Для Windows 2000/XP - версию 7.1.0 (для Windows XP SP2+, кстати, можно попытаться поставить современную версию набора).

Важно! При установке MEGA пака - выберите в настройках вариант "Lots of stuff" - таким образом у вас будут в системе все необходимые кодеки для просмотра ЛЮБЫХ видео файлов..

Вариант установки набора кодеков MEGA pack - Lots of stuff

Примечание! Кстати, в набор кодеков включен отличный проигрыватель видео-файлов - Media Player Classic (рекомендую!).

Media Player Codec Pack

Бесплатный и достаточно большой пакет кодеков, предназначенный для обычных домашних ПК (ноутбуков). После установки, как правило, пользователю ничего более ставить не нужно: все видео- и аудио-файлы будут открываться и проигрываться без проблем.

Так же стоит отметить его простую установку: от пользователя потребуется минимум действий! Кодек распространяется в трех вариантах: минимальный набор (Lite), стандартный (Standart) и расширенный (Plus).

Поддерживаемые видео-файлы: DivX, XviD, x264, h.264, AVI, MKV, OGM, MP4, 3GPP, MPEG, VOB, DAT, FLV, PS, TS и др.

Поддерживаемые аудио-файлы: AC3, DTS, AAC, APE, FLAC, TTA, WV, OGG, Vorbis, MO3, ЭТО, XM, S3M, MTM, MOD, UMX и др.

После установки Media Player Codec Pack - Вы сможете открывать и просматривать ~ 99,9 % файлов (в том числе форматы: XCD, VCD, SVCD и DVD).

Плюсы:

  • поддержка огромного числа форматов мультимедиа файлов;
  • набор кодеков полностью бесплатный;
  • простота установки и конфигурации;
  • большой набор инструментов и тонкой настройки.

Минусы:

  • нет поддержки русского языка;
  • в некоторых случаях необходимо настроить звук (видимо набор кодеков не может по умолчанию настроить "контакт" с некоторыми версиями аудио-драйверов);
  • перед установкой набора - необходимо полностью удалить прежние кодеки (во избежания конфликтов и неверной работы данного набора).

ADVANCED Codecs for Windows 10/8.1/7

Знаменитые кодеки от Шарки, более известны и популярны за рубежом, нежели в нашей стране. Набор кодеков просто отличный, как видно из названия, он будет работать в ОС Windows 7, 8, 10 (32/64 bits).

Про то, что ADVANCED Codecs поддерживает все популярные (и не очень) форматы видео и аудио, наверное, говорить смысла нет.

А вот о некоторых существенных преимуществах сказать стоит (такого больше нет ни в одном наборе кодеков):

  1. этот набор не содержит никаких проигрывателей видео - т.о. он не меняет ассоциации файлов в Windows и все файлы у вас будут проигрываться в прежних программах;
  2. данный пакет включает в себя кодеки для воспроизведения потокового видео, которое можно смотреть, в том числе, и в браузере (то бишь онлайн-видео, популярно на данный момент);
  3. установщик программы автоматически (т.е. вы можете ничего не удалять перед установкой) удалит все старые кодеки и внесет все необходимые изменения в реестр Windows! После того, как кодеки будут установлены, ваши программы, например Windows Media Player, будут автоматически использовать новые кодеки из этого набора;
  4. при установке вы можете выбрать не только какие кодеки нужны, но и директорию для установки каждого. После установки, те кодеки, которые вам больше не нужны, легко можно удалить (ну или добавить недостающие). В общем, установщик в этой программе - крайне удобный!

Кстати , стоит упомянуть, что этот набор кодеков полностью бесплатный!

StarCodec

Еще один бесплатный пакет кодеков (разработан корейцами) для качественного воспроизведения аудио и видео файлов. Основное его достоинство: в уникальности, в том, что в этом пакете есть все, что нужно для работы с видео, так сказать, "всё в одном"!

Поддерживает огромное разнообразие видео файлов : DivX, XviD, H.264/AVC, MPEG-4, MPEG-1, MPEG-2, MJPEG, WebM, AVI, MP4, MKV, MOV, FLV, RM, FourCC Changer, MediaInfo и др.

Поддерживает огромное разнообразие аудио файлов : MP3, OGG, AC3, DTS, AAC, FLAC и др.

Стоит добавить, что все необходимые кодеки для 64-битных систем, так же присутствуют в наборе. Поддерживаются ОС Windows: 7, 8, 10. Набор кодеков постоянно обновляется и пополняется.

Примечание! Чем еще хорош данный набор - так своими более низкими требованиями, по сравнению с другими наборами. Т.е. его вполне можно попробовать установить и использовать на старых ПК (ноутбуках).

Каких-то особых настроек и параметров - задавать не нужно, у большинства пользователей все будет работать по умолчанию (т.е. сразу после установки). Тем не менее, для опытных пользователей есть возможность для "тонкой" настройки. В общем и целом, набор очень интересный и заслуживает уважение.

CCCP: Combined Community Codec Pack

Сайт: http://www.cccp-project.net/

Специфический набор кодеков. Создан, по большей части, для воспроизведения аниме (+ поддержка субтитров, в этих роликах далеко не все проигрыватели способны прочитать субтитры).

Основные особенности набора:

  • содержит лишь основные кодеки (далеко не все): таким образом достигается большая совместимость, распространяемых аниме-роликов. К тому же, снижается риск конфликтов между различными кодеками;
  • простота и легкость при установке/деинсталляции. Разработчики продумали и сделали мастер таким образом, что справиться даже тот, кто вчера только сел за ПК;
  • поддержка всех популярных версий Windows: XP/Vista/7/8/8.1/10;
  • последнее обновление набора - в 2015г. (в принципе, для кодеков это не так притично).

Поддерживаемые мультимедиа-форматы:

  1. Видео: MPEG-2, DivX, XviD, H.264, WMV9, FLV, Theora, Generic MPEG-4 ASP (3ivx, lavc, etc.), AVI, OGM, MKV, MP4, FLV, 3GP, TS.
  2. Аудио: MP1, MP2, MP3, AC3, DTS, AAC, Vorbis, LPCM, FLAC, TTA, WavPack

Популярные форматы, которые не поддерживаются:

  1. QuickTime .qt .mov (можно воспроизводить после установки QuickTime);
  2. RealMedia .rm .rmvb (можно воспроизводить после установки RealPlayer).

XP Codec Pack

Хорошая альтернатива пакетам кодеков K-Lite Codec Pack и Media Player Codec Pack. Несмотря на название (прим.: присутствует XP ) - пакет кодеков поддерживает все самые новые ОС Windows: XP, 7, 8, 10 (32/64 bits).

В наборе неплохо реализован установщик: вам предложат выбрать видео-фильтры для установки (DVD, msdVR, LAV Filters, Real, xy-VSFilter, xySubFilter); попросят указать аудио-кодеки: AC3 Filter, LAV Audio, FLAC, Monkey Audio, MusePack, OptimFROG, TTA. В принципе, если не знаете, что выбрать - можете оставить все по умолчанию и нажимать кнопку "далее" - программа сконфигурирована таким образом, что в этом случае у вас все будет работать из "коробки".

Примечание! В перечне инструментов, устанавливаемых вместе с пакетом кодеков, есть утилита Codec Detective, которая призвана показать вам все, установленные кодеки в Windows, а так же подсказать, какие из них работают неверно и конфликтуют.

Matroska Pack Full

Добротный универсальный набор кодеков. Особое внимание в нем удалено двум форматам: MKA и MKV (многие современные высококачественные фильмы, на сегодняшний день, распространяются именно в этом формате!).

Так же в Matroska очень хорошо дело обстоит с субтитрами: сможете просмотреть даже "заковыристые" корейские ролики с субтитрами (в том числе, можно подгружать внешние субтитры).

Основные особенности:

  • компактность пакета при большом разнообразие видео-фильтров, поддержке большинства популярных видео-файлов;
  • поддержка формата MKV в полном объеме (у многих других пакетов - наблюдаются проблемы при работе с данным форматом);
  • кроме MKV, поддерживается воспроизведение аудио-файлов при кодировании FLAC (без потерь!);
  • в пакете кодеков нет лишних дополнительных приложений (которые так любят добавлять во все другие аналогичные наборы);
  • кодеки работают в любом проигрывателе (прим.: который поддерживает DirectShow );
  • VSFilter - спец. модуль, позволяющий подгружать любые субтитры;
  • поддерживаются все версии Windows: XP, 7, 8, 10 (32/64 bits).

Что еще могу посоветовать:

  1. Ace Mega Codec Pack - огромный набор кодеков, наверное, самый большой! Есть только одна маленькая деталь - он давно не обновлялся (примерно с 2006г.). Таким образом, на сегодняшний день он не очень актуальный, если только вы не хотите установить его на старый ПК;
  2. DivX (сайт разработчика: ) - один из самых популярных кодеков. Если хотите получить самую новую версию этого кодека - рекомендую его качать с официального сайта. Кстати, многие, кто занимается кодировкой видео-файлов, рекомендую качать только конкретный нужный кодек и не использовать наборы вовсе;
  3. Xvid (сайт разработчика: ) - еще один очень популярный кодек, многие фильмы и ролики в интернете закодированы именно им. В некоторых случаях обеспечивает более лучшее сжатие, чем предыдущий (но на мой взгляд - этот кодек затрагивает больше ресурсов ПК на сжатие, и медленнее работает);
  4. x264 Video Codec (сайт разработчика: ) - альтернативный кодек формату Mpeg4 и Divx, позволяет сжимать и кодировать видео в формат H.264/AVC. Отличается высоким качеством сжатия, вкупе с хорошей картинкой. В общем, достойный конкурент предыдущим кодекам.

На этом сегодня у меня все.

Сегодня, кажется, все стремятся стать немного кинематографистами. Люди используют для видеосъемки самые различные гаджеты и девайсы, включая мобильные телефоны и цифровые фотокамеры, а также портативные и профессиональные видеокамеры. Последнее поколение цифровых зеркальных фотокамер позволяет записывать видео с поддержкой высокого разрешения, на смену которому уже идет Ultra HD (4K) видео.

Чтобы научиться снимать хорошие видеосюжеты потребуется приложить определенные усилия, но все становится еще более сложным, когда вы захотите во всей красе продемонстрировать свой видео шедевр друзьям, членам семьи или выложить в сеть для всеобщего обозрения. Возможно, вам нужно будет загрузить его на YouTube, может вы собираетесь записать свой Blu-ray или DVD диск, а может быть просто захотите загрузить видео на мобильный телефон или планшетный компьютер.

Создание видеороликов стало очень популярным занятием и многие из нас сейчас или немного позднее захотят снимать, редактировать и демонстрировать свои видео шедевры друзьям, родственникам и коллегам, используя при этом различные форматы видео, устройства для съемки и воспроизведения. Если вы хотите научиться хорошо снимать и монтировать впечатляющие видеоролики, то должны иметь основные понятия о видео форматах и кодеках.

Разобраться в том, какой кодек и контейнер лучше подойдет для создания вашего видео шедевра порой достаточно сложно. В чем-то помочь в решении этой проблемы сможет и представленный далее материал.

Какая разница между кодеком и контейнером?

Начинающие пользователи часто бывают озадачены, когда пытаются выяснить разницу между кодеками и контейнерами. Сейчас слово Кодек стало общеупотребительным понятием, а изначально термин являлся сокращением от двух слов КОмпрессор-ДЕКомпрессор. Что же делают кодеки?
Они принимают цифровые медиа данные и либо сжимают (компрессия) их для передачи и хранения, либо распаковывают (декомпрессия) для просмотра и перекодирования. Каждый кодек использует определенный метод кодирования и декодирования цифровых данных.

Несжатое видео означает необработанное или как часто говорят «сырое» (англ. Raw). Такой видео и аудио сигнал требует для хранения порой огромного дискового пространства. Несжатое видео высокой четкости формата 1080i, записываемое со скоростью 50 кадров в секунду, съедает до 410 гигабайт в час. Аудио с CD дисков, довольно устаревшее по современным стандартам, звучит около 74 минут при емкости диска 680 мегабайт. Однако, восьмиканальный звук, кодируемый с 24-битным разрешением, потребует уже 16 мегабит в секунду, или несколько гигабайт в час. Даже возможностей широкополосного соединения с интернет порой не хватит, чтобы послушать музыку в полном аудио разрешении. Вот почему цифровые видео и аудио записи должны быть сжаты для передачи и хранения.

После того как медиа данные ужаты в разумных пределах, они должны быть упакованы для транспортировки и последующего отображения. Для этого используются форматы-контейнеры, выполняющие роль «черного ящика», наполняемого различными медиа-форматами. Хорошие форматы контейнеров могут вмещать файлы, сжатые разными кодеками.

Давайте сначала разберемся с типами кодеков.

Общее понятие о кодеках

Если вы пообщаетесь с людьми, которые занимаются видеообработкой или посетите соответствующие веб-форумы, то будете, так или иначе, причастны к, порой бурным, дебатам о том, какой кодек лучше. В действительности, эффективность любого кодека во многом зависит от используемого режима сжатия и типа обрабатываемых видеоматериалов. Так что стоит рассматривать различные кодеки с учетом их конкретного использования и особенностей сжимаемого материала. Далее в основном рассматриваются видео кодеки, но в разделе, посвященном контейнерам форматов, упоминается и об использовании аудиокодеков.

Запись и архивирование видео

Большинство устройств современной бытовой электроники получает контент в каком-либо уже сжатом формате. Как правило, только профессиональные видео операторы работают с несжатым HD видео. Конечно в идеале, если это возможно, при наличии очень емкой системы хранения, видеоархивы нужно хранить в оригинальном формате съемки, потому что при этом обеспечивается максимальное качество. Перекодировка видео из одного типа сжатия в другой может привнести едва различимые искажения, которые могут снизить качество изображения. (Подобные погрешности минимизирует хорошее программное транскодирование.)

Сегодня предлагается множество кодеков с определенной специализацией. С большинством из них обычный пользователь может никогда и не столкнуться. Следующий раздел посвящен кодекам, как системам сжатия/декомпрессии, используемым в составе специального программного обеспечения, которое предназначено для кодирования или перекодирования видеофайлов.

x.264/ MPEG-4 AVC (Advanced Video Coding). Этот наиболее распространенный кодек используется в современных цифровых видео- и фотокамерах, в которых результаты съемки сохраняются в виде файлов на встроенных жестких дисках, картах памяти, и т. д.

Последний наиболее эффективный стандарт сжатия видеосигналов, разработанный в связи с необходимостью перехода на видео сверх высокой четкости, известное как Ultra HD или 4К.
H.265 был первоначально разработан как HEVC (High Efficiency Video Coding). Он был утвержден в качестве официального преемника H.264 в апреле 2013 года.

MJPEG (Motion JPEG). Это более старый формат, используемый некоторыми цифровыми камерами и видеотехникой прежнего поколения. Он был разработан специалистами, которые занимались еще ранее разработкой кодека JPEG (Joint Picture Experts Group), для сжатия обычных статичных изображений, отсюда и название этого кодека.

DV и HDV. Стандарт DV был разработан консорциумом компаний производителей видеотехники для ленточных систем хранения информации и часто использовался в видеокамерах со слотом для ленточных мини кассет. Некоторые версии DV успешно использовались в профессиональных видеокамерах, была разработана версия HDV для поддержки высокого разрешения с ленточными кассетами.

Дисковые форматы

Перейдем к устаревающим уже DVD или более современным Blu-ray дискам. Несмотря на растущую популярность потокового видео, возможность обмена медиа данными с помощью дисков в обозримом будущем по-прежнему будет востребована. Записанные на диски материалы спокойно можно передавать там, где нет каналов связи и смотреть везде, даже там, где нет возможности подключиться к интернету.

MPEG-2. Необходимо различать кодек MPEG-2, также известный как x.262, от формата контейнера MPEG-2. MPEG-2 используется для сжатия видео на дисках DVD и сигналов телевидения высокой четкости (DVB), передаваемого по эфирным телеканалам. Первоначально MPEG-2 применяли и для сжатия на Blu-ray дисках, но большинство современных Blu-ray фильмов не используют MPEG-2.

x.264/MPEG-4 AVC. x.264 используется при сжатии видео для Blu-ray дисков. По сути это тот же кодек, который применяется для сжатия видео в современных видеокамерах. Данный метод очень масштабируемый и при высоком битрейте, видео, сжатое по стандарту x.264, выглядит великолепно.

Microsoft VC-1. Microsoft VC-1 включает три разных по степени сжатия кодека. VC-1 Advanced Profile, также известный, как Windows Media Video 9 Advanced Profile или просто WVC1, является одним из трех кодеков, применяемых для кодирования содержимого Blu-ray дисков. VC-1 в качестве альтернативы технологии Adobe Flash используется в интернет-платформе Microsoft Silverlight.

Потоковое видео и веб-сервисы

Передача видео через интернет обязательно подразумевает компромисс между качеством изображения и скоростью передачи данных, которая сегодня и ограничивает максимально достижимое качество видео и звука. Скорость передачи или, как еще говорят, ширина канала во многом зависит от возможностей интернет-провайдера и используемой им технологии доставки сигнала в вашу квартиру.

MPEG-1. Это старый боевой конь для доставки видео по сети интернет. Хотя YouTube, Netflix, и другие поставщики относительно качественного потокового видео уже отказались от MPEG-1, масса видео стандартного разрешения на базе MPEG-1 все еще доступна на других сайтах.
WMV (Windows Media Video): Есть кодек Windows Media Video и одноименный контейнерный формат файла. Хотя, этот метод сжатия и не так широко использовался, как MPEG-1, в сети все еще есть много WMV контента. Но при создании своих видеоматериалов, его очевидно также не стоит применять.

x.264/ MPEG-4 AVC. x.264 обеспечивает при передаче по относительно низкоскоростным каналам достаточно высокое качество видео. x.264, вероятно, стал наиболее распространенным кодеком. Adobe поддерживает его во Flash, x.264 может использоваться с изображениями HTML 5, на x.264 ориентируется YouTube и Apple полностью поддерживает этот метод компрессии. Однако при создании видео сжатого в форматах x.264 вы не сможете воспроизводить их на старых устройствах.

H.265 (HEVC - High Efficiency Video Coding) – поддержка телевизором кодека HEVC позволит в будущем успешно декодировать принимаемые по телеканалам и через интернет видеоматериалы в разрешении Ultra HD (4K).

Кликните на картинку для ее увеличения

VP9 был разработан Google в качестве преемника VP8, который являлся умеренно успешной альтернативой H.264. В процессе развития VP9 был назван NGOV (Next Gen Open Video) и Google уже интегрировала его поддержку в браузере Chrome и в YouTube.
Сегодня VP9 является прямым конкурентом H265 (HEVC) в целом, хотя и позиционируется лишь как кодек для потоковой передачи.

Правильный контейнер: гибкий и удобный

Далее кратко рассмотрены наиболее распространенные сегодня контейнерные форматы для передачи медиафайлов. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Выбор зависит от предполагаемой задачи. Контейнерные файлы, кроме сжатого видео, вмещают и цифровой звук, сжатый соответствующими аудио кодеками, а также файл с меню и дополнительной информацией.

Контейнеры для архивирования и передачи

Также, как и с кодеками, Вы должны выбрать контейнерный формат для хранения сжатого видео с максимально возможным в ваших условиях качеством. Для большинства пользователей нужен просто способ сохранить свое видео, для того чтобы затем передавать его в потоковом виде по домашней сети или даже через интернет, но при этом никто не хочет видеть впоследствии на экране пиксельную структуру и смазанное изображение. Правильный контейнер поможет сохранить баланс между качеством и потоковыми возможностями.

Advanced Systems Format (ASF) – разработанный Microsoft контейнерный формат. Для него встречается несколько расширений, включая.asf, .wma и.wmv. Отметьте, что файл с расширением.wmv, вероятно, сжат кодеком WMV (Windows Media Video), но сам файл помещен в контейнерный файл ASF. Файлы ASF, в теории, могут содержать видео и аудио файлы, сжатые любым кодеком. Однако, практически воспроизведение иногда может стать проблемным, особенно с видео, сжатым кодеками x.264. Если вы планируете пользоваться продуктами Microsoft, ASF прекрасный выбор, но могут быть проблемы с медиа файлами на основе иных кодеков.

Audio Video Interleave (AVI) – один из более старых контейнерных форматов Microsoft. Вероятно, его уже не стоит использовать в новых работах.

MP4. Этот контейнерный формат разработан Motion Pictures Expert Group, известен также как MPEG-4, часть 14. Видео внутри файлов MP4 кодируется кодеком x.264, а аудио – кодеком AAC, но могут использоваться и другие стандарты сжатия звука.

VOB и BDAV MPEG-2. Эти контейнерные форматы используются для упаковки данных на DVD и Blu-ray дисках, соответственно. В файлах на Blu-ray дисках (.m2ts) могут содержаться видеозаписи сжатые кодеками x.264и VC-1, звук может быть сжат одним из кодеков Dolby или использоваться несжатый многоканальный сигнал в формате PCM.

AVCHD. Этот стандарт контейнера применен во многих видеокамерах. Снимаемое видео предварительно сжимается кодеком x.264. Аудиосигнал для контейнера кодируется кодеком Dolby Digital (AC3) или используется не сжатый сигнал – PCM.

Flash: Компания Adobe имеет собственный контейнерный формат Flash, который поддерживает множество кодеков. Большая часть недавно созданного Flash видео кодирована с использование видеокодека x.264 и аудиокодека AAC, но не стоит ожидать, что на всех сайтах используются только эти кодеки, особенно для ранее созданного видео.

QuickTime: компания Apple продвигает собственный контейнерный формат QuickTime, который поддерживает множество кодеков для аудио и видео. Apple – убежденный сторонник x.264, таким образом, файлы QuickTime (.mov, .qt) могут содержать видео, сжатое кодеком x.264.

Прочие контейнеры: Среди прочих форматов контейнеров, широко используемых особенно для доставки видео через интернет, можно упомянуть популярный во многом за счет своей универсальности и открытого кода формат Matroska (.mkv, .mk3d, .mka, .mks), а также OGG и DiVX. Файлы с расширением.divx вмещают видео, ужатое одноименным кодеком с пиратской родословной, который позволяет получить достаточно высокое качество видео при эффективной компрессии видеоматериалов. Долгое время Divx официально не признавался и его использование не приветствовалось. Однако сегодня многие известные производители уже встраивают аппаратные кодеки DiVX в свою видеотехнику.

Какой кодек и контейнер выбрать

Если вы будете размещать свое видео на домашнем сервере, с тем чтобы впоследствии смотреть его на экране телевизора, подключаемого непосредственно к сети или через медиаплеер, необходимо выяснить какие форматы распознают телевизор и плеер. Практически всеми устройствами поддерживается сегодня кодирование в соответствии со стандартом MPEG-2, но в этом случае потребуется достаточно большой объем для хранения видео в HD разрешении. Более подходящими можно считать различные варианты кодека x.264, в котором реализован алгоритм сжатия, поддерживаемый всеми популярными контейнерами.
Если больше интересует воспроизведение готового видео, и вы планирует нарезать (ripping) старые добрые фильмы из своей персональной коллекции дисков для передачи по домашней сети, то вас может устроить контейнер MP4, как удачный компромисс между степенью сжатия и качеством.

Для тех, кто намерен осваивать формат сверхвысокой четкости, в ближайшее время нет альтернативы новым кодекам HEVC и VC9, на которые должна перейти видеоиндустрия и которые могут рассматриваться как конкуренты.

Чаще всего, после установки новой Windows, Ваш компьютер становится "пустым" (конечно, если Вы не использовали не лицензионную копию ОСи и не какой то сборник с предустановленными программами). И обычно Вам хочется почти сразу послушать музыку или посмотреть видео. Хорошо если они имеют стандартный общеизвестный формат, тогда с этим может справится плеер от Windows. Но чаще бывает такое, что при попытке открыть файл с музыкой или видео, плеер просто не может его открыть и выдает сообщение об ошибке.

Что делать в таком случае? Можно скачать и установить сторонние плееры (например ), некоторые из которых уже идут со встроенными кодеками. Но гораздо правильным решением будет скачать и установить кодеки для Windows . Но об этом чуть ниже.

Для начала разберемся и ответим на вопрос в заголовке статьи - что такое кодеки и для чего они нужны?
Кодеки - это программа (иногда и своеобразный сборник прог), предназначенная для кодирования (сжатия) и декодирования (воспроизведения из сжатого состояния) аудио и видео файлов (мультимедиа файлов).

Отсюда и происхождение названия. Слово "КОДЕК" происходит от сочетания первых букв в словах КОдировщик/ДЕКодировщик (англ. CODEC - от COder/DECoder).

Зачем нужны кодеки и для чего такая кодировка?

Дело в том, что мультимедиа файлы имеют большие размеры (особенно видео), что очень неудобно, например, при передаче таких файлов по сети. Кодеки же позволяют уменьшать первоначальный размер файлов, сохраняя при этом максимально хорошее качество.

Именно поэтому, если Вы пытаетесь запустить мультимедия файл, а плеер выдаёт ошибку при открытии или же воспроизводит его неправильно, то в большинстве случаев это связано с тем, что система не может найти программу для раскодировки данного файла, т.е. у вас нет необходимого кодека.

Кодеки предназначены не для самостоятельного открытия и воспроизведения файлов, их задача - помочь плееру их открыть.
Исключением является то, что (как я и писал выше) некоторые плееры уже имеют свои кодеки. Но порой и тех, что в них встроены, не достаточно для воспроизведения некоторых типов файлов.
Так же некоторые сборники кодеков имеют свой плеер (например Media Player Classic).

Как узнать какие кодеки установлены в системе?

Для Windows XP
1) Пуск -> Панель управления -> Система (или просто ПКМ на Мой компьютер и выбираем "Свойства") -> переходим на вкладку Оборудование .

2) Раскрываем пункт "Звуковые видео и игровые устройства" (щелчком по плюсику), а потом щёлкните 2 раза по пункту Аудио кодеки (или Видео кодеки).

3) Открываем вкладку Свойства

Для Windows 7 или Vista
1) Пуск -> компонент "Все программы" -> Служебные (либо Стандартные, а там уже Служебные) -> Сведения о системе.

2) Появится окно, которое будет разделено на две части. В левой части этого окна находим строку "Компоненты" и раскрываем его, щелкнув на "плюсик". Затем так же раскрываем список "Мультимедиа" и видим нужные нам кодеки.

Эту информацию я предоставил больше для общей осведомленности. Теперь перейдем к самому интересному:

Как установить кодеки?

Просто скачиваем и устанавливаем один из некоторых, предоставленных мною, как обычную программу.

Это самый популярный и лучший сборник кодеков.
При установке сразу же решает проблемы с кодеками и избегает конфликтов с существующими. а так же может их обновить.
Устанавливает свой плеер, с помощью которого Вы так же можете послушать музыку или видео, если другие не справляются.

Скачать бесплатно свежую/новую версию кодеков , - это официальные сборники от одного и того же разработчика.

  • При установке удаляет уже установленные кодеки, а затем заменяет их на свои для обеспечения лучшей совместимости.
  • Не включает в себя дополнительных проигрывателей и не изменяет системные .
  • Поддерживает воспроизведение потокового видео в нескольких форматах.
  • Каждый компонент можно удалить отдельно от основного сборника.

    Для того, чтобы не заблудились на оф. сайте - даю подсказку:
    в самом низу будут картинки-ссылки на закачку с зеркал. Выбирайте любую


    затем кликаете на ссылку и ждете автоматической загрузки. Я рекомендую первую


    Скачать бесплатно свежую/новую версию кодеков - тоже неплохой сборник.

  • По словам разработчиков, в пакете содержатся кодеки для воспроизведения 99% файлов.
  • Во избежание конфликтов и ошибок, в программу входят фильтры и кодеки для большинства форматов, каждый из них несет ответственность за чтение файлов только одного формата.
  • Присутствует свой плеер (такой же как и у K-Lite Codec Pack).
  • Инструменты для настройки каждого кодека, а так же программа обновления.

    Скачать бесплатно свежую/новую версию кодеков - пакет кодеков, который ничем не уступает знаменитому K-Lite Codec Pack и даже может с ним посоревноваться. Проигрывает всё что угодно.

    Кодеки не нужно запускать для того, чтобы они начали работать. Это не обычная программа, они сами начинают работать и запускаться автоматически сразу после установки. Обычно после установки нужно перезагрузиться.

  • В рубрику F1 периодически приходят письма о проблемах с различными видеофайлами. В большинстве случаев они связаны с установленным в системе кодек-паком, например K-Lite Codec Pack, поэтому мы решили подробно рассказать, что именно необходимо для воспроизведения видео вообще, какой набор программ достаточно инсталлировать для нормального просмотра файлов и что можно сделать в случае возникновения неполадок.

    Теория

    Обычный видеофайл содержит в себе видеодорожку, одну или несколько дорожек со звуком, одну или несколько дорожек с субтитрами, служебную информацию об используемых форматах сжатия, так называемый индекс (блок с адресами расположения конкретных участков записи, применяется во время «перемотки»), набор текстовых полей. Формат, в котором хранится эта информация в файле, именуется контейнером . Наиболее популярным на данный момент является контейнер AVI (Audio and Video Interleaved), достаточно распространены MPEG1/2 (расширения файлов – mpg/mpe/vob), Advanced Streaming Format (asf), OGG Media (ogg), Matroska (mkv), Real Media (rm/rv/ram), QuickTime (mov/qt), начал завоевывать аудиторию контейнер MPEG4 (mp4). Кроме того, существует еще DivX Media (divx), появившийся вместе с шестой версией одноименного кодека и представляющий собой расширенный, но обратносовместимый вариант контейнера AVI. Сейчас DivX Media жалуют немногие, и, скорее всего, он не приживется.

    Для извлечения из контейнера потоков видео, аудио и субтитров и их разделения используются специальные библиотеки Windowsсплиттеры, или демультиплексоры . По умолчанию в Windows (начиная с Win2000) имеются сплиттеры для AVI, MPEG1/2 и ASF. Все остальные необходимо устанавливать отдельно, что будет подробно описано ниже.

    После разделения каждый из потоков файла должен быть декодирован (разжат). Для этого существуют соответствующие библиотеки, называемые кодеками . Термин «кодек» является сокращением от «кодер-декодер» и отражает две задачи, которые такая библиотека может решать – сжатие видео в свой формат и его распаковка для воспроизведения. К слову, кодек не обязательно выполняет обе функции, существуют и такие, которые могут только первое или только второе. Скажем еще, что сжимающая часть кодека часто именуется не кодером, а энкодером .

    Видеокодеки бывают нескольких типов – Video for Windows (VfW), DirectShow (DSH) и DirectX Media Object (DMO). Практически во всех плеерах при воспроизведении применяется DirectShow; а кодеки VfW используются некоторыми программами для сжатия видео, в частности очень популярной VirtualDub/VirtualDubMod. Кодеки типа DMO являются скорее подвидом DirectShow и отличаются тем, что часть их функций перекладывается на приложение, воспроизводящее видео, и по этой причине подобный тип не особо популярен. Аудиокодеки также делятся на несколько видов – Audio Compression Manager (ACM), использующийся в паре с VfW, и аналогичные видео DirectShow и DirectX Media Object. Специальные коды – FourCC (видео) и TwinCC (аудио) – описывают формат сжатия картинки и звука, а также определяют, что нужно для их декодирования. Однако для воспроизведения видеоряда не обязательно должен применяться тот же кодек, что и для компрессии.

    Вернемся к форматам сжатия видео. Наиболее популярным является MPEG4, представленный в виде нескольких слегка различающихся кодеков. Сам стандарт состоит из 19 частей, каждая из которых описывает определенные возможности кодека, и еще 3 находятся в процессе разработки. Все имеющиеся сейчас кодеки MPEG4, за исключением принадлежащих к стандарту H.264, представляют собой реализацию MPEG4 Part 2. Кодеки стандарта H.264 являются реализацией MPEG4 Part 10. Наиболее известными кодеками формата MPEG4 являются DivX, XviD и Windows Media Video. Кроме обычных, существуют и так называемые HD-версии, которые отличаются большим поддерживаемым разрешением – до 1920×1080 точек.

    Второй по популярности (но первым по качеству) – это формат MPEG2. В нем кодируется видео на дисках DVD-Video и ведется бóльшая часть спутникового вещания. По сравнению с MPEG4 для кодирования информации с тем же качеством формату MPEG2 необходим больший битрейт. Преимущество же MPEG2 состоит в том, что ему доступны более высокие битрейты (вплоть до 25 Mbps), а кроме того, видео в MPEG2 не страдает некоторыми «болезнями» MPEG4 (вроде ступенчатости на плавном цветовом переходе).

    Формат MPEG1 на данный момент практически исчез из обихода, его можно встретить разве что в старых роликах или на Video-CD. Средства его декодирования уже давно встроены в систему.

    Как было сказано выше, информация о том, каким именно кодеком упаковано видео в файле, представляется в виде FourCC-кода, состоящего из четырех символов. Каждый кодек имеет свой уникальный FourCC-код, однако в целях совместимости иногда при кодировании указывается «чужой» FourCC-код. Допустим, если видео планируется смотреть на стационарном плеере, то при сжатии его с помощью FFDshow стоит указать FourCC не FFDS, а DivX или XviD, иначе файл почти наверняка не воспроизведется.

    Теперь перейдем к форматам сжатия аудио. Бесспорным (пока) лидером здесь является MP3 (полное название – MPEG1 Layer 3). Основной его недостаток – поддержка всего двух каналов аудио. Такого ограничения нет у созданного на его основе формата AAC, а также у технологий AC3 (Dolby Digital) и DTS. Формат Windows Media Audio, затевавшийся как конкурент MP3 и дающий возможность добиться лучшего качества на низких битрейтах, к настоящему времени обзавелся поддержкой многоканального звука и выступает уже как конкурент AAC. Достаточно популярен и OGG Vobris, который позволяет получить качество, сравнимое с MP3, на более низких битрейтах, или более высокое – на равных. Информация о формате аудио хранится в TwinCC-коде, представляющем собой комбинацию из четырех цифр, к примеру 0055 для MP3.

    Практика

    От теории перейдем к практике. Начнем со сплиттеров: по умолчанию (здесь и далее речь идет о Windows XP) в системе установлены сплиттеры для avi, mpg, mpe, vob и asf. Сплиттеры для Real Media, QuickTime и DivX идут в комплекте с соответствующими проигрывателями от компаний-разработчиков. Для ogg, mkv/mka/mks и mp4 существует несколько различных сплиттеров, но наилучшим выбором является Haali Media Splitter , поддерживающий все эти контейнеры. В случае если по каким-то причинам он не подходит, необходимо устанавливать отдельные сплиттеры для каждого из контейнеров. Взять их можно, к примеру, с сайта .

    С кодеками дела обстоят намного хуже. Из видеокодеков по умолчанию имеются декодер MPEG1, декодер и энкодер Windows Media Video, достаточно старая версия MPEG4 от Microsoft и еще несколько штук для устаревших и практически не используемых форматов. С аудио ситуация получше – наличествуют декодеры и энкодеры MP3 (с ограничением у энкодера до 56 Kbps), Windows Media Audio и пара почти списанных в утиль кодеков. Обычно проблема ограниченного количества кодеков решается с помощью кодек-пака, но мы предлагаем сделать по-другому – установить FFDshow. После его инсталляции будем иметь поддержку практически всех необходимых форматов, включая новейший H.264. Однако по умолчанию она распространяется только на DirectShow-приложения. Кодек формата VfW в систему устанавливается, но изначально он декодирует только собственные форматы FFDS/FVFW. Для использования же других в VfW-приложениях необходимо запустить VFW codec configuration и на вкладке Decoder в разделе Кодеки самостоятельно выбрать нужные форматы.

    Кроме FFDshow, для видео иногда требуются декодеры RealMedia и QuickTime. Можно, конечно, установить родные программы от Real Networks и Apple, но они громоздки и весьма неудобны. Мы рекомендуем обратить внимание на альтернативные пакеты – Real Alternative и QuickTime Alternative, которые представляют собой извлеченные из оригинальных программ необходимые сплиттеры и кодеки, причем использовать их способен любой проигрыватель формата DirectShow. В комплекте с кодеками идет также Media Player Classic, наиболее удобный для просмотра видео в этих форматах (у ряда других плееров есть проблемы с воспроизведением звука).

    От видео ненадолго перейдем к аудио. Аудиодекодер FFDshow поддерживает все более-менее распространенные форматы аудио, и для просмотра фильмов ничего, кроме него, устанавливать уже не надо. Однако если вам понадобится сжимать звук в формат MP3, то необходимо будет заменить стандартный энкодер MP3 от Microsoft на Lame MP3 Encoder, скачать который также можно с сайта .

    Решение проблем

    Итак, нужные кодеки установлены, практически все видеофайлы воспроизводятся нормально, но есть еще несколько фильмов, которые посмотреть не удается. Эта часть статьи посвящена решению оставшихся проблем.

    Если файл отказывается воспроизводиться, необходимо выяснить, какого именно системного компонента не хватает для нормальной работы. В первую очередь – определить тип контейнера у данного файла и убедиться, установлен ли в системе соответствующий сплиттер. Если да, то, скорее всего, загвоздка в отсутствии кодека. Узнать его FourCC-код поможет программа GSpot, скачать которую можно по адресу . Открываем в ней проблемный файл, и в правой верхней части окна видим FourCC-код, название кодека и его наличие/отсутствие в системе. К сожалению, GSpot работает только с контейнерами AVI и MPEG1/2, потому в случае новых ogg, mkv или mp4 придется действовать иначе. Открываем файл в VirtualDubMod, в меню File выбираем пункт File Information – в строке FourCC Code находится необходимая нам информация. Теперь стоит заглянуть в настройки FFDshow (ярлык Video decoder configuration ), поскольку по умолчанию включена поддержка только самых основных форматов (из полусотни «знакомых» программе). Если нужного там не окажется, то узнать, какому кодеку соответствует полученный FourCC-код, можно в уже упомянутой программе GSpot, выбрав в меню Tables пункт Video Codecs . Если и это не поможет, то просматриваем большой список FourCC-кодов, расположенный по адресу , там же есть и ссылки на страницы закачки описанных кодеков.

    Перейдем к следующей проблеме, которая встречается намного чаще. Файл открывается, начинается воспроизведение, однако изображение отсутствует или выводится неправильно. Причиной этого обычно является использование неподходящего декодера или, что бывает намного реже, ошибка в декодере. И тут надо объяснить, почему не стоит применять кодек-паки – чаще всего виновниками подобных недоразумений оказываются именно они. В качестве примера возьмем достаточно популярный K-Lite Codec Pack. Его полная версия представляет собой свалку всего, что попало под руку составителю. Отметим самые яркие проявления подобного подхода: в K-Lite Codec Pack Full имеются три кодека для MPEG2 (не считая FFDshow), столько же сплиттеров для MPEG2, по три кодека для MP3, AAC и AC3, из кодеков MPEG4, кроме последних версий DivX, XviD и FFDshow, есть редко встречающийся 3ivX Pro и старые версии MS MPEG4 и DivX 3.11. После установки подобной «солянки» вероятность того, что для декодирования будет использован не самый подходящий кодек, многократно возрастает. Да, бывают и достаточно сбалансированные кодек-паки, но им присущ еще один недостаток: как только обновляется один из компонентов кодек-пака, приходится закачивать заново весь сборник.

    Вернемся к проблеме неправильного декодера. Читатель, последовавший советам практической части нашей статьи, может задать вопрос – а откуда возьмется неправильный декодер, если я его не инсталлировал? Это происходит из-за того, что некоторые приложения считают своим долгом установить различные кодеки и сплиттеры, даже не спрашивая разрешения у пользователя. В первую очередь этим грешат программы для обработки видео в MPEG2/4, ПО для тюнеров, DVD-плееры и даже Nero Burning ROM – последний при установке добавляет в систему больше десятка своих кодеков и сплиттеров для форматов MPEG2/4 и QuickTime; при инсталляции InterVideo WinDVD 7 без спроса устанавливаются кодеки DivX 6. Имеют такое свойство и игры: к примеру, демо-версия Mayabin3 без спроса внедряет в систему кодек XviD и предлагает добавить еще ogg splitter неизвестно какой давности. К тому же штатной возможности удалить такой кодек игра не предоставляет, так что после ее деинсталляции чистить систему приходится вручную. Стоит отметить, что проблемы с воспроизведением видео возникают не из-за простой установки дополнительных продуктов, а из-за того, что подобные программы назначают своим кодекам бóльшие приоритеты, то есть подменяют ими уже имеющиеся в системе.

    Бороться с «нелегалами» достаточно легко. Например, файлы кодеков можно просто удалить. Однако некоторые из них бывают нужны для нормального функционирования инсталлировавших их программ, и потому лучше оставить новые кодеки в системе, но не давать их использовать никаким приложениям, кроме «родного». Сделать это можно с помощью уже упоминавшейся программы GSpot. Открываем в ней файл, при воспроизведении которого задействуется неправильный кодек, и в разделе Proposed Codec Solutions and Test нажимаем кнопку 1 под надписью A/V. В текстовом поле справа появится информация о кодеках, которые будут использоваться для проигрывания данного файла. Узнав название «лишнего» кодека, идем в меню Options и выбираем пункт Settings . Активируем Expert Mode: Enable codec management functions on menus , что позволит управлять приоритетом кодеков прямо из программы. Закрываем окно настроек, выбираем в меню System команду List Codecs and Other Filters . В появившемся списке находим необходимый кодек, щелкаем на нем правой кнопкой и останавливаемся на опции Set Filter Merit… контекстного меню. В появившемся окне перемещаем ползунок вниз до значения 0×200000 (можно и ниже, но нежелательно). После данной операции этот кодек будет использоваться, только если программа явно к нему обратится.

    Последняя группа недоразумений при воспроизведении видео связана с возможной несовместимостью декодеров/сплиттеров с видеоплеерами, ошибками самих декодеров и случаями повреждения видеофайлов. Первую ситуацию диагностировать просто: достаточно открыть файл в другом проигрывателе (или даже в GSpot), и если проблема исчезла, то ее источник – именно несовместимость плеера и кодека. Когда воспроизведение файла затруднено и в другом проигрывателе, скорее всего виновником этого является ошибка в кодеке, и стоит либо обновить его, либо, наоборот, вернуться к более старой версии, на которой подобных ошибок не наблюдалось. Если же файл поврежден, его можно попытаться исправить с помощью VirtualDubMod. Данный способ годится только для файлов в контейнерах avi, mkv или ogg. В меню File выбираем команду Open , ставим внизу окна галочку возле пункта Ask for extended options after this dialog , находим нужный файл и нажимаем Открыть . В появившемся окне отмечаем птичкой пункт Re-derive keyframe flags и жмем OK. По завершении операции выбираем в меню Video в пункте Scan video streams for errors подпункт Scan . После окончания этой процедуры идем в меню File Save As , указываем новое имя для исправленного файла и внизу окна в пункте Video Mode выбираем Direct Stream Copy . В результате получаем рабочий файл с частями видео, которые не были повреждены.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    NexxDigital - компьютеры и операционные системы